Гороскоп Золотой Аватары — Шри Чайтаньи Махапрабху
Автор статьи — Патита Павана дас Адхикари (Майлз Дэвис)
Тот благоприятный для рождения момент настал вечером в день полнолуния в месяце Пхалгуна [февраль-март] 1486 г. [1407 г. эры Шакабда].
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 13.89
Астрологические темы, связанные с джйотиш-шастрой, можно найти во многих трудах Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Однако, лишь однажды он приводит достаточно полное описание гороскопа: натальная карта Верховного Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Подробности рождения Махапрабху описаны в комментарии Бхактиведанты к «Чайтанья-Чаритамрите», Ади-лила, 13.89-90. В качестве заслуживающего доверия источника наш возлюбленный Гуру Махараджа упоминает Шрилу Бхактивинода Тхакура — великого ученого в традиции Гаудия Вайшнавизма, лингвиста, писателя, религиозного реформатора и астролога. Ниже приводятся выдержки из его «Амрита-праваха-бхашьи»
1. Рави (Солнце) находилось в Кумбха-раши (знаке Водолея) и накшатре Пурва-бхадрапада
2. Чандра (Луна) находилась Симха-раши (знаке Льва) и накшатре Пурва-пхалгуни
3. Мангала (Марс) находился в Макара-раши (знаке Козерога) и накшатре Шравана
4. Буддха (Меркурий) находился в Мина-раши (знаке Рыб) и накшатре Уттара-бхадрапада
5. Брихаспати (Юпитер) находился в Дхану-раши (знаке Стрельца) и накшатре Пурвашадха
6. Шукра (Венера) находилась в Меша-раши (знаке Овна) и накшатре Ашвини
7. Шани (Сатурн) находился в Вришчика-раши (знаке Скорпиона) и накшатре Джьештха
8. Раху (Северный Лунный Узел) находился в Кумбха-раши (знаке Водолея) и накшатре Пурва-бхадрапада
9. Кету (Южный Лунный Узел) был в Симха-раши (знаке Льва) и накшатре Уттара-пхалгуни
10. Восходящим знаком в момент рождения Господа была Симха-лагна (созвездие Льва). Шрила Прабхупада не упоминает здесь, в какой накшатре находился Асцендент, однако из достоверных источников нам известно, что восходящей накшатрой была Уттара-пхалгуни.
Для тех читателей, кто не знаком с накшатрами: эти двадцать семь «лунных стоянок» описываются в Пуранах как супруги Чандры, бога Луны. И подобно тому, как с каждой из своих жен у Чандры существуют индивидуальные взаимоотношения, в каждом урожденном под определенной звездой (или накшатрой) проявлены уникальные склонности и черты характера. Особенности соединения накшатры с Луной играют первостепенную важность в ведической астрологии, поскольку определяют жизненные циклы натива, которые измеряются в дашах и бхукти (планетных периодах и подпериодах). Личностная природа естественным образом присуща всем живым существам, поскольку душа является вечной личностью. Воплощаясь в материальном теле, мы продолжаем проявлять свою индивидуальность, хотя и в искаженном виде, через материально обусловленную индивидуальность. Даже когда Верховный Господь приходит в это мир, он являет определенный гороскоп — очень выдающийся гороскоп — как часть Своих Божественных Игр.
Накшатры известны в западной астрологии под своими греческими именами. К примеру, накшатра, в которой у Махапрабху находилось Рави (Солнце), называется Пурва Бхадрапада, и в западной астрономии ее называют звездами Альфа и Бета Пегаса. Хотя накшатра-видья является основой для понимания ведической астрологии, ее ценность была утеряна в западной науке, которая не считает искаженный западный аналог астрологии сколь нибудь полезным. 27 накшатр делятся на три типа, по девять в каждом: ракшаса-гана, манушья-гана и дева-гана.
Шрила Бхактивинода Тхакур приводит такое описание рождения Махапрабху: «Чайтанья Махапрабху родился в Маяпуре, в городе Надиа, сразу после захода Солнца вечером 23-го Фалгун, 1407 года эры Шакабда, что соответствует 18 февраля 1486 г. по христианскому летоисчислению. В момент Его рождения случилось лунное затмение и жители Надии, как и предписано в таких случаях, совершали очистительное омовение в Бхагиратхи, оглашая округу громкими возгласами «Хари Бол!» Его отец Джаганнатха Мишра был бедным брахманом в ведической общине, а его мать Шачи Деви была образцовой женщиной, оба родителя происходили из брахманского сословия Сильхета. Махапрабху был очаровательным ребенком, и женщины со всей округи приходили взглянуть на него и приносили подарки. Его дедушка по материнской линии Пандит Ниламбар Чакраварти был уважаемым астрологом, и он предсказал, что родившийся ребенок станет в свое время Великой Личностью и потому нарек его Вишвамбхарой. Соседские женщины называли Его Гаура Хари из-за золотистого цвета кожи, а матушка звала сына Нимай, поскольку родила Его под деревом ним. Все были просто без ума от этого малыша, и каждый день приходили взглянуть на Него.
Господь Чайтанья оставался во чреве матери в течение тринадцати месяцев. «Чайтанья Чаритамрита» рассказывает о том, что Ниламбар Чакраварти очень точно предсказал благоприятный момент рождения, которым этот ребенок воспользуется, чтобы выйти на свет. В одной из лекций в 1967 г. Шрила Прабхупада упомянул, что когда наступило предсказанное событие, Нилабар Чакраварти по расположению планет сделал вывод: «Ребенок, который только что родился, является Самим Богом».
Господа называют Триюгой — именем, которое указывает на то, что Он появляется в Сатья, Трета и Двапара-юги. Когда Господь является в особую Кали-югу, он приходит как «скрытое воплощение». Поскольку понять Золотую Аватару необычайно трудно, Ниламбар Чакраварти вполне заслуживает звания величайшего из вайшнавов и астрологов во всей истории, поскольку сумел просчитать Его явление заранее. Поскольку Господь в век Кали приходит в скрытой форме, Его гороскоп также должен быть покрыт тайной. И лишь величайшие из пандитов способны проникнуть через завесу этой тайны. Шри Прахлада Махараджа утверждает (ШБ 7.9.38):
«Так, мой Господь, воплощаясь в образе человека, животного, великого святого, полубога, рыбы или черепахи, Ты поддерживаешь все планеты вселенной и сокрушаешь основы демонической жизни. О Господь, Ты — хранитель законов религии, установленных для разных эпох. Но в век Кали Ты не раскрываешь Себя как Верховную Личность Бога, и потому Тебя называют Триюгой — Господом, который приходит в этот мир в три юги.»
КОММЕНТАРИЙ БХАКТИВЕДАНТЫ: “Подобно тому, как некогда Господь защитил Брахму от демонов Мадху и Кайтабхи, Он снова пришел в этот мир, чтобы защитить Своего великого преданного, Махараджу Прахладу. Точно так же в Кали-югу Господь явился в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы спасти падшие души. Существует четыре юги, или исторических эпохи: Сатья, Трета, Двапара и Кали. Во все эпохи, кроме Кали-юги, Господь приходит в том или ином облике, не оставляя никаких сомнений в том, что Он — Верховная Личность Бога, но Господь Шри Чайтанья Махапрабху, явившийся в Кали-югу, хотя и был Верховной Личностью Бога, скрывал это. Более того, если кто-нибудь обращался к Нему как к Кришне, Он закрывал уши и отрицал, что Он Кришна, поскольку играл роль преданного. Господь Чайтанья знал, что в Кали-югу будет много самозванцев, которые станут выдавать себя за воплощения Бога, поэтому обычно Он не говорил о Себе как о Верховном Господе. Однако в ведических писаниях есть множество указаний, свидетельствующих о том, что Господь Чайтанья Махапрабху — Верховная Личность Бога.”
В джанма-кундали или натальной карте Махапрабху внимание астролога сразу же привлекает тот факт, что почти все накшатры, в которых расположены планеты, относятся к человеческой природе, манушья-гане. В астрологических картах великих личностей — самого Верховного Господа, Его воплощений и Его вечных спутников — мы видим изобилие экзальтированных планет, богато украшенными дева-гана-накшатрами. Но в карте Махапрабху лишь одна планета (Марс в Козероге) экзальтирована, и одна планета (Меркурий в Рыбах) дебилитирована; явно преобладают манушья-гана-накшатры вместо «божественного набора». В астрологии три «Уттара» и три «Пурва» накшатры [см. описание выше — прим. ред.] принадлежат к манушья-гане. Удивительно, что из этих шести «человеческих» накшатр планеты в карте Махапрабху занимают пять из них.
С астрологической точки зрения, в звездах Шри Чайтаньи мы видим присутствие «человеческого начала» в Верховном Господе. Он явился среди обитателей Земли как очаровательный ребенок, потом играл роль домохозяина-пандита, а затем санньяси, часто проявляющего симптомы духовного транса. Сам факт того, что Господь Вселенной приходит на Землю в Кали-югу ради нашего освобождения, уже является поразительным. Однако, благодаря астрологии, мы можем узнать чуть больше о Его великолепном явлении в качестве надийского брахмана. Сами звезды поведали нам о Его божественном экстазе вкупе с определенной «человеческой природой», которая несвойственна никакой другой форме Господа. И именно по этой причине многие из накшатр Господа принадлежат к манушья-гане. В этой аватаре Он очень редко являл Свою Божественную Форму Шри Кришны.
Пандит Ниламбхар Чакраварти, многих других скрытых элементов, должно быть, заметил в карте Верховного Господа, что Сатурн, Юпитер и Марс проявляют свои уникальные аспекты или дришти (букв. «взгляд») на Лагну. Астрологические расчеты основаны на Лагне; она называется по-разному — атмастхан, асцендент, восходящий знак или первый дом гороскопа. Помимо аспектов вышеупомянутых планет на «дом личности» (1-й дом), Солнце и Раху также аспектируют Лагну, а Кету и Луна расположены в самой Лагне. Следовательно, семь из девяти планет направляют всю свою мощь в первый дом, указывая на Личность, в которой смешаны различные стихии (что подтверждает такой источник, как «Шри Чайтанья Чаритамрита»). Это и суровый и строгий Сатурн, и глубоко сострадательный Юпитер, и чрезвычайно отважный Марс. Для оппонентов Шри Чайтанья был львом (Солнце аспектирует восходящий знак Льва, управителем которого оно и является); тем не менее, Он воспринимал каждого человека по его достоинствам, а не по рождению, даруя Свое прибежище даже так называемым «неприкасаемым» (или внекастовым) людям (Раху). И, что очень важно, Он предлагал быстрое и действенное средство освобождения (Кету) через харинаму и любовное преданное служение лотосным стопам Господа. При этом Сам Он был личностью неописуемой красоты (полная Луна в асценденте).
«Чайтанья-Чаритамрита» подтверждает вышесказанное (Ади 13.89-90):
симха-раши, симха-лагна, учча граха-гана
шад-варга, ашта-варга, сарва-сулакшана
«В терминах джьотир-веды, ведической астрологии, благоприятный момент рождения Господа можно описать следующим образом: Луна находилась в созвездии Льва, и Лев был восходящим знаком, несколько планет находились в сильном положении, а шад-варги и ашта-варги оказывали исключительно благоприятное влияние».
Восходящим раши Господа был Симха, а это означало, что затмение полной Луны происходило в знаке Льва. Поскольку Луна находилась в восходящем знаке при рождении, поэтому в день Гаура Пурнимы мы всегда дожидаемся того момента, пока Полная Луна не взойдет на востоке, чтобы прервать пост. Лагна Господа или асцендент так же, как и Луна, расположена в знаке Льва.
Уччха граха гана: Шри Кришна дас Кавираджа Госвами отмечает, что все планеты (грахи) были восходящими или экзальтированы (уччха). Западная концепция «планет» не вполне соответствует более правильной, ведической модели грахи, поскольку под «планетой» в западной науке подразумевается лишь мертвая каменная глыба, не имеющая какой-либо личностной природы. Граха же указывает на «силовое поле» особого типа энергии и указывает на владеющих ей индивидуальных личностей — различных полубогов, наделенных особыми полномочиями и выступающих в роли неотъемлемых частиц Шри Кришны. Планеты, или, вернее, великие полубоги, управляющих материальной Природой, также являются личностями. Именно эти сочетания и взаимодействия великих личностей Сурьи, Чандры и т. д., которых мы можем видеть в гороскопе, и дают нам подсказки об индивидуальных особенностях каждого джатаки или «урожденного». И расположение планет в гороскопе Шри Чайтаньи Махапрабху, по словам классика вайшнавской поэзии, неким скрытым образом показывают экзальтированность или особую благоприятную силу каждой из планет.
Что касается шад-варг, как упомянуто здесь, ведическая астрология использует систему понимания различных скрытых сил каждой из планет в соответствии с их положением в определенных градусах. Каждый градус и даже минуты зодиакального круга приносит различные тонкие эффекты для планеты. Для более тонкой и точной настройки гороскопа составляют шесть модифицированных дробных карт или так называемые шад-варги. Шрила Прабхупада объясняет, что согласно «Брихат-Джатаке» Вараха Михиры эти шад-варги или дробные карты являются скрытым содержимым гороскопа. Шрила Кришнадас Госвами также упоминает аштакаваргу или аштаваргу, как еще одну уникальную систему ведической астрологической науки, которая служит средством оценки индивидуальных сильных сторон каждой планеты, а также весьма эффективна при составлении практических прогнозов.
В комментарии Бхактиведанты к вышеупомянутому стиху Шрила Прабхупада цитирует своего Гуру Махараджа, который был не только величайшей духовной силой двадцатого века, но и величайшим астрологом. Одна из шести шад-варг — карта дреккана [или карта D3, в которой каждый знак зодиака делится на три равных части — прим .ред]. Говорят, что по этой карте астролог может определить, откуда пришел натив, чтобы принять нынешнее рождение. Техника заключается в том, чтобы сначала понять, что сильнее, Солнце или Луна, а затем определить, в какой дреккане находится эта планета. Если эта планета находится в дреккане Юпитера, то, согласно известному мнению, натив пришел «с планеты, которая расположена выше сварги или «райских миров». В карте Махапрабху Луна (полная и аспектированная Солнцем, хозяином восходящего знака Льва) сильнее Солнца. Его Луна находится в дреккане Юпитера вместе с Юпитером и Кету, указывая на Его снисхождение на Землю из высших миров. Это лишь одно из значений объемного понятия уччха-граха-гана. Мы можем только поражаться изумительному интеллекту Шри Ниламбхара Чакраварти, который смог учесть в уме тысячи различных моментов, прежде чем заранее предсказать явление Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.
Паривартхана-йога между экзальтированным Марсом, самой могущественной планетой восходящего Льва, и Сатурном — еще одна заслуживающая внимания особенность. Паривартхана означает «обмен», и это происходит из-за нахождения Марса в доме Сатурна [в знаке Козерога] и Сатурна в доме Марса [в знаке Скорпиона]. Марс — планета йогакарака или раджа-йоги, и поэтому он также «вытягивает» Сатурн к экзальтации. Это редкая и могущественная комбинация, силу которой трудно описать.
Согласно планетарным авастхам или «планетарным настроениям», четыре из планет Махапрабху (Кету, Сатурн, Венера и Марс) находятся в настроении нритья-липса или «желающие танцевать». Здесь также присутствует редкая вина-йога, когда семь главных планет (исключая Раху и Кету) расположены в семи знаках, что указывает на искусность человека во всем, включая пение и танцы.
Еще один захватывающий аспект карты Махапрабху заключается в том, что Меркурий — планета коммуникаций, обучения, литературы и т. д. — дебилитирован в «доме смерти» (восьмом доме гороскопа). Шрила Прабхупада, отказавшись от своего диплома в колледже, тем самым продемонстрировал, что образование без осознания Кришны бесполезно. И Махапрабху, после встречи с Его духовным учителем прошел путь от «спорщика Пандита Нимая» до экстатического бхакты, который был просто поглощен воспеванием святых имен Его Господа Шри Кришны, махамантрой. Это было большим потрясением для некоторых пандитов Навадвипа, которые надсмехались над его преданностью Богу (до тех пор, пока один за другим не стали полностью очарованы Его санкиртаной). И еще, в то время как Его последователи писали десятки тысяч томов священной литературы, Шриман Махапрабху написал только восемь шлок — стихи Шикшатаки. Технически, в карте Махапрабху Меркурий достигает экзальтации благодаря йоге, называемой ничха-бханга, потому что Меркурий находится в кендре [в 4-м] от хозяина дома — Юпитера. В качестве примера Господь продемонстрировал нам, что образование бесполезно (как показано дебилитированным или ничха Меркурием в восьмом доме), если оно не в связи с осознанием Кришны. И даже тот, кто не образован с точки зрения материалистов, должен считаться самым разумным и образованным, если он понимает науку о преданном служении (ничха-бханга раджа-йога).
Источник статьи: Dandavats.com — Патита Павана дас Адхикари (Майлз Дэвис)