1 января 2018 г. — пост на Сапхала Экадаши
Выход из поста — 2-го января с восходом Солнца (для Москвы с 8:59 до 11:22)
Повествование о Пауша-Кришна Экадаши или Сапхала Экадаши из Бхавишья-уттара Пураны
Юдхиштхира Махараджа спросил:
— О Шри Кришна, как называется экадаши темной половины месяца пауша (декабрь-январь)? Как соблюдать его и какому Божеству поклоняться в этот день? Пожалуйста, поведай мне это, о Джанардана.
Всевышний Господь молвил:
— О лучший из царей, так как ты хочешь слушать, Я полностью опишу тебе славу Пауша-Кришна экадаши.
Я не так доволен жертвоприношениями или пожертвованиями, как соблюдением Моими преданными полного поста в экадаши. Поэтому, по мере сил, надо поститься в экадаши, день Господа Хари.
О Юдхиштхира, в полном сосредоточении слушай славу Пауша-Кришна экадаши, который выпадает на двадаши. Как Я объяснил раньше, не надо делать различия между многими экадаши. О царь, на благо всего человечества Я опишу сейчас тебе способ соблюдения Пауша-Кришна экадаши. Пауша-Кришна экадаши известен также как Сапхала-экадаши.
В этот день надо поклоняться Господу Нараяне, он является его правящим Божеством. Надо следовать описанным раньше способам поста.
Как среди змеев лучший — Шеша-нага, среди пернатых — Гаруда, из жертвоприношений наилучшее Ашвамедха-ягья, а из рек наилучшая — Мать Ганга, среди богов — Господь Вишну величайший, а из дваждырожденных брахманы лучшие, так из всех дней экадаши — лучший.
О первый из царей, рожденный в династии Бхараты, тот, кто строго соблюдает экадаши, становится очень дорог Мне, и, конечно же, всячески почитаем Мною. Выслушай сейчас, как Я опишу процесс соблюдения Сапхала экадаши.
В Сапхала экадаши Мой преданный должен поклоняться Мне, предлагая свежие фрукты соответственно месту, времени и обстоятельствам, и медитировать на Меня как на всеблагую Высшую Личность. Он должен поднести Мне плод джамбира, гранат, бетель, кокосовый орех, гуаву орехи, гвоздику, манго и различные виды ароматических пряностей. Также он должен предложить Мне благовония и светильник на гхи. Так как предложение светильника в Сапхала экадаши особенно благоприятно, Преданный должен стараться бодрствовать всю ночь.
Сейчас, пожалуйста, выслушай с неослабным вниманием, каковы блага поста и всенощного бодрствования.
О лучший из царей, ни одно жертвоприношение или паломничество не принесет блага, равного или превышающего благо от поста в Сапхала экадаши. Такой пост — особенно если бодрствовать всю ночь— даст искреннему преданному тот же результат, что и аскетическая практика на протяжении пяти тысяч лет. О лев среди царей, пожалуйста, слушай прославленную историю этого экадаши.
Это случилось в городе Чампавати, которым правил святой царь Махишмата. У него было четыре сына. Старший из них, Лумпака, всегда был занят очень греховной деятельностью — недозволенным сексом с чужими женами, азартными играми, постоянно общался с известными проститутками. Своими злонамеренными поступками он постепенно растратил богатство отца, царя Махишматы; также Лумпака стал критиковать полубогов и брахманов и каждый день поносил вайшнавов. В конце концов, царь Махишмата, видя состояние своего сына, изгнал его в лес. Лумпака был так греховен, а царь так гневен, что из страха перед ним даже сострадательные родственники не стали защищать Лумпаку.
Изумленный этой ссылкой Лумпака задумался:
— Отец изгнал меня, и даже родственники не возражали. Что мне теперь делать?
Он задумал греховный план:
— Под покровом тьмы я проникну в город и похищу его сокровища. Днем я буду оставаться в лесу, а ночью вернусь в город.
Думая так, он вошел в темный лес. Днем он убивал многих животных, а ночью воровал в городе ценности. Горожане несколько раз арестовывали его, но из страха перед царем они оставили его в покое. Они решили, что царевич из-за грехов прежних рождений потерял свои царские достоинства и действует так греховно.
Хотя Лумпака был мясоедом, он каждый день ел также и фрукты. Случилось так, что он жил под баньяновым деревом, которое очень дорого Господу Васудеве. Многие поклонялись этому дереву как богу всех растений в лесу. В то время, как Лумпака совершал столько греховных и недостойных поступков, наступил Сапхала экадаши. Накануне экадаши он провел всю ночь без сна, т.к. воздух был холодным, а его одеяло — тонким. Холод не только украл у него покой, но и почти убил его. Когда взошло солнце, он стучал зубами и находился почти в коматозном состоянии. Все утро того дня, экадаши, он не мог выйти из оцепенения.
Когда наступил полдень Сапхала экадаши, грешник Лумпака встал и смог покинуть свое место под баньяновым деревом. Но с каждым шагом он спотыкался. Он шел по лесу медленно и неуверенно, подобно хромому, страдая от голода и жажды. Лумпака был так слаб, что не смог в тот день убить ни одного животного. Это заставило его собрать кое-какие фрукты, упавшие на землю. Когда он вернулся к баньяновому дереву, солнце садилось. Положив фрукты рядом с собой на землю, Лумпака запричитал:
— О горе мне! Что мне делать? Дорогой отец, что стало со мной? О Шри Хари, пожалуйста, будь милостив ко мне и прими эти фрукты!
Он был вынужден вновь провести всю ночь без сна, но тем временем Верховная Личность Бога, Мадхусудана, остался доволен подношением лесных плодов Лумпакой и принял их. Помимо воли Лумпака провел экадаши в полном посте, и это позволило ему без дополнительных препятствий вновь обрести царство.
Выслушай, О Юдхиштхира, что случилось о сыном царя Махишматы, когда лишь часть полученного блага пустила росток в его сердце.
На следующий день, когда взошло прекрасное солнце, перед Лумпакой появился дивный конь и остановился возле него. Одновременно с чистого неба внезапно донесся голос:
— Этот конь твой, Лумпака. Оседлай его и немедленно отправляйся навестить свою семью! О сын царя Махишматы, милостью Господа Васудевы и благодаря соблюдению тобой Сапхала экадаши, твое царство без дальнейших помех вернется к тебе. Таково благословение, полученное тобой соблюдением поста в этот благоприятный день. Сейчас иди к отцу и займи свое законное место в династии.
Выслушав эти божественные слова, Лумпака вскочил на коня и поскакал в город Чампавати. Благодаря соблюдению Сапхала экадаши, он стал лучшим царевичем, чем раньше, и смог погрузить свой ум в лотосные стопы Верховной Личности Бога, Хари. Иначе говоря, он стал Моим чистым преданным.
Лумпака выразил отцу, царю Махишмате, свое смиренное почтение и принял обязанности царевича. Видя своего сына с вайшнавскими украшениями и тилакой, царь Махишмата дал ему царство и Лумпака беспрепятственно правил много-много лет.
Каждый раз, когда наступал экадаши, он поклонялся Всевышнему Господу с великой преданностью. По милости Шри Кришны он получил чудесную жену и замечательного сына.
В старости он передал царство сыну — точно так же, как получил его от своего отца — а сам отправился в лес, служить Всевышнему Господу, управляя умом и чувствами. Очистившись от всех материальных желаний, он оставил тело и вернулся домой, обратно к Богу, заняв место у лотосных стоп Господа Шри Кришны.
О Юдхиштхира, тот, кто обращается ко Мне, как Лумпака, полностью освободится от тревог и сожалений. Несомненно, каждый, кто правильно соблюдает этот великий Сапхала экадаши, — пусть даже ненамеренно, подобно Лумпаке, — будет прославляем в этом мире. Он полностью освободится от смерти и возвратится на Вайкунтху, в этом нет сомнения.
Кроме того, тот, кто просто слушает прославление Сапхала Экадаши, получит ту же награду, что и совершающий Раджасуйя-ягью, и, по крайней мере, попадает в следующем рождении на райские планеты.
* * *
Экадаши — день аскезы, поста и молитв
В эти особые дни следует воздерживаются от определенных видов продуктов и прикладывать особые усилия в духовной практике. Эти святые дни поста могут быть очень большой помощью для любой искренней души, желающей достичь освобождения и просветления.
Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане.
Экадаши-пост обладает самой большой силой очищения и дарует благословения (такие как слава, богатство, хорошие дети), поднимает в духовный мир. Женщинам рекомендуется держать этот пост с благословения мужа или старшего.
Наилучший пост в экадаши — это полное воздержание от еды и питья. Тому, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу, не содержащую зерна и бобовых, и желательно один раз после полудня. Эта пища называется накта (ужин). Частичный или полный отказ от еды в этот день смягчает негативность последствий от наших неблаговидных действий. Существует перечень продуктов, которые можно употреблять в экадаши, и которых следует избегать.
В этот день следует избегать употребления:
• Мяса и любых мясных изделий;
• Рыбы и морепродуктов;
• Любого вида бобовых;
• Всех видов круп и особенно риса;
• Грибов, свеклы;
• Соли.
Продукты, пригодные для употребления в Экадаши:
• Вода и свежевыжатые соки;
• Свежие фрукты и овощи;
• Сухофрукты;
• Орехи;
• Молочные продукты.
Если экадаши случайно не был соблюдён, можно провести его на следующий день — двадаши и прервать пост на третий день — трайодаши.
Результаты от соблюдения поста:
• Очищение разума и одухотворение сознания;
• Очищение и повышение силы энергии ауры, чакр;
• Улучшение судьбы и раскрытие потенциалы;
• Очищение от последствий негативной кармы;
• Очищение и омоложение всего организма.
Также в эти священные сутки следует отказаться от алкоголя, секса, ссор и ругани. Посвятите время искренним молитвам и теплому душевному общению.
Если Вы решили соблюдать полный пост, то особо никому не надо говорить об этом, лучше делать это незаметно для окружающих Вас людей. В любом случае, сознательное решение поститься полностью будет очень полезно, поскольку добровольное осознанное принятие обетов очень благоприятно для духовного прогресса, кроме тех обетов, что принимаются из корыстных мотивов или лишены добровольности. Тем не менее в писаниях есть наставление замужним женщинам: «Жена при живом муже должна просить его позволения соблюдать пост. Пренебрегая этим, она сокращает жизнь мужа и отправляет его в ад».
Календарь Экадаши, значение и правила соблюдения поста в Экадаши >>