О проведении ритуала Шраддха: помощь предкам

Духовная Мудрость Вед — Василий Тушкин отвечает на ваши вопросы:

Вопрос: Если душа после смерти реинкарнирует, то наши предки уже пребывают в других телах. Тогда к кому мы обращаемся? Нужно ли проводить ритуал кормления ушедших? Если да, то как и когда лучше это делать?

Ответ: Важно понять: если мы обращаемся к предкам, нас должно, в первую очередь, интересовать не просто семейная линия, что они были в нашем роду, а то, что они — дживы, живые существа, которые когда-то были в этих телах. И пусть сейчас они находятся в каких-то других семьях или родах — это не имеет большого значения. Главное — у нас есть долг перед ними, потому что мы воплотились в их семьях. 

Вам не нужно беспокоиться о том, как мы можем связаться с нашими предками. Это происходит через Параматму, Сверхсознание Бога в сердце, который знает, кто где был, где сейчас находится и где будет. Предложите свое подношение ушедшим, а Параматма (Кришна в сердце) передаст им его. 

Магха — накшатра предков

Несколько выпусков назад у нас был похожий вопрос о том, что лучше для человека: кремировать или похоронить его. Я ответил, что потомки Махараджа Сагара нашли скелеты своих предков, окропили их водой Ганги, и те достигли освобождения. Как это произошло? Кто помог им? Параматма! Она знает связь останков этого конкретного тела и дживы — души, которая в этом теле жила. Поэтому сказать, как это происходит в точности, невозможно, так как материальное творение очень запутанное. Мы не знаем, где наши родственники, но знаем Того, Кто знает всё. И через Него и происходит связь. Поэтому не нужно беспокоиться, что ваше подношение может не дойти. Вам лишь нужно поставить изображение ушедшего, предложить Маха Прасад, то есть пищу, предложенную Кришне, Божествам и уйти на некоторое время. А Верховный уже позаботиться о том, чтобы ваш предок получил благо. 

Вопрос: Существует ряд преданных, которые проводят Шраддха Ягьи для очищения рода. Насколько это авторитетно и актуально для самих преданных?

Ответ: В шастрах, в священных писаниях, говорится, что в Кали-югу работает только одна ягья — санкиртана — совместное воспевание святых имён. Без нее агни-хотры — огненные жертвоприношения, ритуалы — не работают, так как в них нужно соблюсти массу различных деталей. И тут неизбежны ошибки, которые компенсируются пением святых имён. Поэтому без санкиртаны ни одна ягья вообще не работает. Также в шастрах сказано, что, если человек серьёзно поклоняется Богу, то он освобождает много поколений до себя и после себя. Поэтому сама его вовлечённость в процесс духовной практики, уже даёт освобождение роду и до него, и после него. Поэтому нет необходимости в дополнительной Шраддхе. 

Большой спрос на эти ягьи показывает невысокий уровень веры людей в святое имя Бога, в поклонение Ему. Люди не очень хорошо знают писания, не имеют глубокой веры в святое имя, в практику, и поэтому их вера перемещается в другие сферы: в мистические ритуалы и т.д. Вы можете пытаться критиковать людей, которые эти ягьи проводят. Но я бы не стал путать причины со следствиями. Если люди имеют веру в духовное и святое имя, в духовную практику, они не станут заказчиками таких вещей. И тогда не будет никаких предложений. 

Вопрос: В одном из своих видео вы говорили про совершение ягий, в частности, про Шраддха Ягью, а вы сами их проводите? 

Ответ: Мы говорили о ягьях несколько в ином контексте: зачем люди, которые занимаются духовной практикой, проводят ягьи полубогам и т.д. Что касается Шраддхи — это ягья, чтобы помочь усопшим людям. И это авторитетный ритуал.

В нашей традиции мы знаем, что Господь Чайтанья проводил Шраддху, но не сам лично, для этого он пошел в Гаю. Гая — это особое место, где есть большой храм Вишну, в котором брахманы проводят эту церемонию. Но кто и как все эти вещи проводит, —  в этом весь вопрос. 

Храм Вишнупады в Гайе

Могу сказать, что я проводил ягьи с 1994 по 2004 год (10 лет). Последней была как раз Шраддха. Это была настолько тяжёлая церемония, что у меня после этого жутко болела — буквально раскалывалась — голова. Никогда в жизни не было такой головной боли, и в целом я чувствовал себя очень-очень плохо, чувствовалось какое-то большое осквернение. Может быть, потому что друзья, родственники этого человека были с тяжёлым сознанием. Одним словом, это было моей последней ягьей подобного рода. 

Предки получают остатки небесного нектара — амриты — в день новолуния

Вопрос: В «Шримад-Бхагаватам», 7 песнь, 14 глава, 24 стих в комментарии сказано: «Если Шраддха (ритуал подношения пищи предкам) совершается в экадаши, тогда и тот, кто его совершает, и предки, для которых оно предназначалось, и семейный жрец — все окажутся в аду». Почему же так строго? Неужели это такой сильный грех, что все участники вольно или невольно отправляются в ад?

Ответ: Шраддха — это подношение пищи предкам. Под пищей обычно подразумевается зерно. И поскольку экадаши (11-й день прибывающей и убывающей Луны) — день, когда во все зернобобовые во Вселенной входит так называемый Папа-Пуруша — олицетворённый грех. Поэтому, если в этот день люди готовят зёрна, предлагают их кому-то, сами вкушают, то могут начаться проблемы, потому что вместе с зерном олицетворённый грех входит в наш ум, тело, и поэтому все участники этого процесса (вольные или невольные) оказываются вовлечёнными в это. 

Во Вселенной всё чётко регламентировано. Поэтому это нужно принимать не как какое-то самодурство, а наоборот, предупреждение. Например, если вы идёте и видите на столбе электропередач большую картинку с изображением черепа, костей и надписью: «Не влезай! Убьёт!», вы можете сказать: «Как негуманно!» Но в действительности — это предупреждение, чтобы вы не рисковали. Ведическая традиция ставит своей целью всё-таки очищение, возвышение людей, а не их деградацию, поэтому ради их же блага есть определённые ограничения. 

Вопрос: Обязательно ли нужно везти или передавать прах умерших в Индию и заказывать обряд Шраддха? Есть ли у преданных альтернативные способы?

Ответ: Бог присутствует повсюду, также, как и Его энергии, но в различной степени.  Например, Солнце — одно для всех, но на севере оно светит, но не греет, а на юге — и светит, и греет. Поэтому есть места, где духовная энергия чувствуется в более большей или меньшей степени. В целом, если у человека есть контакт с Богом, то в любом месте он может прийти с Ним в соприкосновение. Как Шрила Прабхупада говорил, что если вы электрик, то знаете, как найти электроэнергию. Поэтому духовная культура учит человека вступать в контакт с Богом в любом месте, делая его духовно независимым от места. Если человек с Богом, то он может совершить ритуал в любом месте и обратиться к Нему с молитвой о помощи, чтобы помочь ушедшему, и таким образом позаботиться о душе умершего.

Комментарии (2) на “О проведении ритуала Шраддха: помощь предкам

  • 28 августа, 2021 в 09:16
    Permalink

    Пожалуйста, внесите исправления!!!
    Вопрос о времени проведения шраддхи подробно освещён в ШБ 7.14.20-23 (не ШБ 7.14.24).

    Ответить
  • 28 августа, 2021 в 09:25
    Permalink

    В комментарии к ШБ 7.14.20-23 действительно говорится о недопустимости проведения шраддхи в экадаши-титхи (11 лунные сутки).
    Но в самих этих стихах сказано: «… Надо также совершать шраддху в одиннадцатый лунный день, когда он совпадает с восходом Уттара-пхалгуни, Уттара-ашадхи, или Уттара-бхадрапады.» Таким образом ШБ прямо рекомендует проводить шраддху в некоторые экадаши.
    Как понимать это противоречие?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите задачку *