Тринадцатый месяц Пурушоттама

В 2018 году месяц Пурушоттама, который особо благоприятен для духовного развития, продлится с 16 мая по 13 июня. Почему раз в три года в ведическом календаре добавляется тринадцатый месяц и как его соблюдать — в статье ниже.

Немного теории

В ведической культуре, как и в большинстве древних культур мира, используется лунно-солнечный календарь, в котором существуют такие понятия как  «солнечный месяц» и «лунный месяц». Солнечный месяц — это промежуток времени, когда солнце находится в одном знаке Зодиака, то есть период между двумя санкранти — переходами солнца из одного знака в другой. «Лунный месяц» — это промежуток времени между двумя полнолуниями. Мы отмечаем праздники по лунному календарю и все месяцы нашего календаря определяются пребыванием Луны в той или иной накшатре в момент полнолуния (именно поэтому все названия лунных месяцев происходят от названия соответствующей накшатры, в которой Луна пребывает в день полнолуния — например, Магха (Магха), Джьяйштха (Джйештха), Бхадра (Пурва-бхадра-пада), Картика (Критика), Маргаширша (Мригашира), Пхалгуна (Пурва-пхалгуни) и т.д.). Вместе с тем, год делится на 6 сезонов, в зависимости от движения солнца, и каждому времени года соответствуют два лунных месяца, например гришма (лето) — Джьяйштха и Ашадх, васанта (весна) — Чайтра и Вайшакха и т.д.

Но движения солнца и луны не пропорциональны — солнце делает один оборот вокруг небесной сферы (то есть проходит через все 12 знаков Зодиака) за 365 дней, 6 часов и 13 минут (в соответствии с Сурья-сиддхантой 4.8), тогда как лунный (а точнее «синодический») месяц в среднем длится 29 дней, 12 часов и 44 минуты. Поэтому 12 лунных месяцев («лунный год») длится 354 дня и 9 часов, что почти на 11 дней меньше, чем солнечный год. За три года эта разница вырастает в целый месяц — 33 дня. Вот тогда в лунный календарь вставляется дополнительный месяц, адхика-маса, для согласования его с солнечным годом.

В Сурья-сиддханте (1.38-39) сказано, что в одной маха-йуге содержится 1.593.336 дополнительных месяцев (адхика-мас), тогда как солнечных месяцев в ней — 51.840.000, то есть дополнительный месяц вставляется в среднем через каждые 32 солнечных месяца и 16 дней (2 года и 8.5 месяцев). Точное время начала адхика-маса рассчитывается намного сложнее — он наступает тогда, когда между двумя новолуниями нет санкранти, то есть солнце не переходит в другой знак Зодиака (другими словами, когда солнце пребывает в одном знаке дольше, чем лунный месяц). Поэтому сразу после такого новолуния (когда солнце не меняет знак) наступает адхика-маса, принимающий название основного месяца (например в этом году — адхика-Ашадх, «дополнительный Ашадх»), а после следующего новолуния продолжается основной месяц, заканчивающийся после следующего полнолуния. Таким образом, основной месяц как бы «разделяется» пополам и в середину вставляется дополнительный адхика-маса.

В Джйотиш-шастре, процитированной в санскритском энциклопедическом словаре Вачаспатьям, сказано :

ама̄ва̄сйа̄ двайам̇ йатра рави-сам̇кра̄нти-варджитам
мала-ма̄сах̣ са виджн̃ейо вишн̣ух̣ свапити каркат̣е

«Когда между двумя новолуниями нет санкранти, то нужно знать, что наступил дополнительный месяц. Господь Вишну спит когда солнце переходит в созвездие Рака».

Господь Вишну ложится спать в Шайана-экадаши месяца Ашадх, после того, как солнце переходит в созвездие Рака (и с этого дня наступает чатурмасья). Поэтому чтобы это условие было соблюдено, месяц Ашадх удваивается за счет дополнительного месяца (двира̄ша̄д̣ха). Именно так произошло в этом году. К слову, двирашадха имеет особое значение среди других месяцев с вставкой Пурушоттама-маса, но об этом — в следующей записи.

По другому можно сказать, что адхика-маса вставляется тогда, когда между двумя санкранти происходят два новолуния.

Около четверти всех дополнительных месяцев приходится на месяц Джьяйштха (май-июнь), немногим менее — на месяц Шравана (июль-август), двое меньше — на месяцы Ашадха (июнь-июль) и Бхадра (август-сентябрь), еще немногим меньше — на месяцы Вайшакха (апрель-май) и Ашвина (сентябрь-октябрь). Относительно редко адхика-маса приходится на месяц Чайтра (март-апрель) — только 5 раз за последние 230 лет и совсем редко на Пхалгуна (февраль-март) — только дважды за 230 лет. Адхика-маса в остальные месяцы либо не случается вообще, либо случается крайне редко.

Адхика-маса не предназначен для мирской деятельности

С точки зрения материалистичных последователей Вед (смарт и карма-кандий) адхика-маса — совершенно неблагоприятное время для любых кармических действий (гархитам̇ сарва-кармасу) и все мирские ритуалы нужно переносить на вторую половину «чистого» месяца, то есть совершать после адхика-маса:

пакша-двайе ‘пи сам̇кра̄нтир йади на сйа̄т сита̄сите  
тада̄ тан-ма̄са-вихитам уттаре ма̄си ка̄райет

«Если санкранти не приходится ни на светлую, ни на темную половину месяца, то всю деятельность, предписанную для этого месяца, нужно совершать в его второй половине» (цитата из Джйотиш-шастры приведенная в Вачаспатйам).

Поэтому писания из раздела смрити и карма-канды называют дополнительный месяц мала-маса («грязный месяц») или малимлуча («вор»).

Адхика-маса — очень важное время для духовной деятельности

Тем не менее, Шрила Бхактивинода Тхакур в своей статье «Слава месяца Пурушоттама», опубликованной в газете «Саджджана-тошани» в 1898-м году [и в последствии также перепечатанной в «Гаудие» в 1928 году], утверждает, что парамартха-шастры (писания, провозглашающие духовные ценности) превозносят адхимас как наилучший месяц для занятия духовной деятельностью:

«Парамартха-шастры говорят: О джива! Почему же ты ленишься в совершении хари-бхаджаны в этот дополнительный месяц? Сам Шримад Голоканатх Шри Кришна утвердил этот месяц в наивысшем положении. Что тут говорить, он превосходит даже такие в высшей степени благоприятные месяцы, как Картика, Магха и Вайшакха. Поклоняйся же Шри Радха-Кришне в этот месяц соблюдая особые правила и ты обретешь все желаемое».

История Пурушоттама-масы

В своей статье Шрила Бхактивинода Тхакур упоминает несколько историй из Пуран, в частности из Брихан-нарадийа-пураны, где описана слава месяца Пурушоттамы. Подобные истории также есть в описании славы Пурушоттама-масы из Падма-пураны.

Однажды Нарада Муни попросил Господа Нараяну рассказать ему, как люди, занятые чувственными наслаждениями и забывшие о цели жизни, смогут обрести высшее благо.

Нараяна пересказал Нараде то, что ранее Господь Кришна рассказал Пандавам, жившим в изгнании в лесу. После того, как благочестивые ритуалы и обеты были распределены между 12 месяцами, дополнительному 13-му месяцу ничего не досталось. Все смотрели на него, как на грязного вора, лишенного благих качеств.

Олицетворенная адхика-маса отправилась на Вайкунтху к Господу Вишну и стала жаловаться ему на свою судьбу: «Все месяцы, дни, титхи имеют своих защитников. Но у меня нет никого, у меня нет прибежища — все полубоги и люди отвергли меня и не совершают никакой благочестивой деятельности когда я прихожу!» Господь Вишну ответил адхика-масе: «Не горюй, я освобожу тебя от всех твоих страданий и дарую тебе прибежище. Получив прибежище у моих стоп, ты больше не должна сокрушаться. Пойдем к Господу Кришне, Пурушоттаме, на Голоку. Он избавит тебя от всех твоих бед!»

Выслушав о несчастьях мала-масы, Голоканатх Шри Кришна сказал: «О Вишну, я принимаю того, кого принял Ты. Этот месяц станет подобным Мне в славе, богатстве, успехе и могуществе. С этого времени этот месяц станет известен под Моим именем — Пурушоттама! Я лично стану его защитником и этот месяц будет повелителем всех других месяцев. Так же как все должны поклоняться Мне, так все должны поклоняться этому месяцу. Он может дать все благословения тому, кто почитает его, так же как и Я. Так же как крестьянин получает великолепный урожай, посадив семена в хорошо подготовленную почву, так и разумный человек, занимающийся преданным служением Господу в этот месяц, избавится от страданий в этой жизни, а после смерти вернется домой обратно к Богу. Тот же неудачливый человек, который не совершает в этот месяц никакой джапы, не раздает пожертвований, не поклоняется Господу Кришне и Его преданным, осуждает других и критикует месяц Пурушоттама, отправится в ад на долгое время. Тот, кто полностью занят чувственным наслаждением в этот месяц и не придает ему значения, становится кандидатом на пребывание в аду. Все люди должны заниматься каким-то видом преданного служения в этот месяц — поклоняясь Господу, повторяя Мои имена, омываясь рано утром и раздавая пожертвования».

Пандавы и Пурушоттама-маса

Далее Господь Кришна рассказал Пандавам историю предыдущей жизни Драупади, которая даже выслушав о славе Пурушоттама-масы из уст Дурвасы Муни, не поверила ему и не приняла его слова всерьез. Из-за этого она пострадала в предыдущей жизни и в следующей, будучи в частности публично униженной Духшасаной. Тогда Господь Кришна попросил Пандавов соблюсти необходимые обеты в следующий месяц Пурушоттама. Последовав Его совету, Пандавы избавились от всех страданий:

евам̇ сарвешу тӣртхешу бхрамантах̣ панду-нандана̄х̣
пурушоттама-ма̄са̄дйа-вратам̇ черур видха̄натах̣

тад анте ра̄джйам атулам ава̄пур гата-кан̣т̣акам
пӯрн̣е чатурдаш́е варше ш́рӣ-кр̣шн̣а-кр̣пайа̄ муне

«О мудрец! Таким образом сыновья Панду, путешествующие по всем святым местам, совершили предписанные обеты в месяц Пурушоттама. Так они избавились от всех препятствий и по завершению четырнадцатого года изгнания обрели непревзойденное царство».

Что нужно делать и что нельзя делать в этот месяц

Самое главное правило — усилить и увеличить свое служение Господу в этот месяц. Повторять больше кругов или повторять свои круги более внимательно. Больше читать или слушать Шримад-Бхагаватам. Взять дополнительное служение или наконец-то начать совершать какое-то служение Господу.

Как описано в Падма-пуране, в этот месяц очень благоприятно предлагать Шри Шри Радха-Кришне лампаду, благодаря чему человек избавляется от всех грехов и обретает преданность Кришне.

асмин ма̄се двиджа-ш́решт̣ха̄ на̄сач-чха̄стра̄нй уда̄харет
на свапет пара-ш́аййа̄йа̄м̇ на̄лапет витатхам квачит

пара̄пава̄да̄н на брӯйа̄н на катхан̃чит када̄чана
пара̄ннам̇ ча на бхун̃джӣта на курвӣта пара-крийа̄м

«О лучшие из дваждырожденных! В этот месяц Пурушоттама не нужно обсуждать пустые мирские писания, такие как светская поэзия и литература и другие. Нельзя спасть на чужой постели и говорить на преходящие темы, связанные с чувственным наслаждением, а также говорить неправду. Нельзя осуждать других, а также есть чужую пищу (или пищу приготовленную чужими людьми) и выполнять чужие обязанности».

дхйа̄йен нава-гхана-ш́йа̄мам̇ дви-бхуджам̇ муралӣ-дхарам
ласат пӣта-пат̣ам̇ рамйам̇ са-ра̄дха̄м̇ пурушоттамам

дхйа̄йам̇ дхйа̄йам̇ найен-ма̄сам̇ пӯджайан пурушоттамам
евам̇ йах̣ куруте бхактйа̄ сва̄бхӣшт̣ам̇ сарвам а̄пнуйа̄т

«Нужно памятовать о прекрасном Господе Кришне в сопровождении Шримати Радхарани, цветом напоминающего новое темное грозовое облако, держащего в Своих двух руках флейту и одетого в желтые шелковые одежды. Нужно провести месяц Пурушоттама в такой постоянной медитации и поклонении Господу. Тот кто с преданностью сделает так, обретет исполнение всех своих желаний».

Великий мудрец Валмики сказал: «О царь, нужно вставать рано утром с мыслями о Верховном Господе и, приняв омовение, нужно совершить свои утренние обязанности в поклонении Господу Кришне вместе с Его вечной спутницей, Шримати Радхарани, которые являются Божествами этого месяца… Человек должен принять обет в этот месяц быть правдивым, не совершать насилия и пребывать в умиротворенном состоянии ума. Человек не должен в этот месяц есть плоть, рыбу или другие виды невегетарианской пищи. Он также должен отказаться от всех видов опьяняющих веществ. Нужно из всех сил стараться удовлетворить Господа, совершая посильные аскезы».

Наши предыдущие ачарьи и месяц Пурушоттама

Иногда можно услышать утверждение «Шрила Прабхупада ничего не говорил о месяце Пурушоттама, поэтому нам нет дела до него». Несомненно, беспримесная преданность Шриле Прабхупаде всегда заслуживает высочайшего почтения, тем не менее, вряд ли кто-то может сказать, что Шрила Прабхупада был бы недоволен тем, что преданные с еще большим рвением занимаются служением Господу и проповедью, повторяют больше кругов и больше читают Шримад-Бхагаватам. Более того, нельзя с абсолютной уверенностью сказать, действительно ли Шрила Прабхупада ничего не говорил о месяце Пурушоттама так как, к сожалению, многое из того, что Шрила Прабхупада говорил, не было записано на пленку. Очевидно, что он не акцентировал его, так же как он не акцентировал и другие вещи, некоторые из которых сейчас являются общепринятыми практиками в нашем обществе, как, например, соблюдение месяца Картика или наставническая система. Шрила Прабхупада обычно не подчеркивал важность особых обетов в Чатурмасью или в месяц Картика, а если принять во внимание, что месяц Пурушоттама бывает в 2-3 раза реже Картики, то естественно, что упоминания о нем будут еще в 2-3 раза реже.

Да и речь идет не о том, чтобы вводить что-то новое — никто не говорит, что нужно установить, например, Божество Бала-гопала и петь ему весь день молитвы Валлабхачарьи или же катать Радха-Кришну на качелях. Нужно просто делать то, что мы уже делаем — повторять Харе Кришна мантру, читать Шримад-Бхагаватам, петь бхаджаны и киртан, но делать это еще больше и лучше! А если мы этого не делаем, то этот месяц — прекрасная возможность начать это делать! Разве Шрила Прабхупада будет недоволен, если мы начнем каждый день петь киртан, каждый день читать Бхагаватам, каждый день совершать какое-то служение Господу? Нужно начать хотя бы в этот священный месяц!

Конечно, всегда есть крайности с обеих сторон, как канавы по краям дороги — можно взять на себя непосильные обеты и совершать никому не нужные аскезы, оставив свое служение и проповедь под видом соблюдения «Пурушоттама-враты», а можно обмануть себя по-другому, сказав «Шрила Прабхупада этого не хотел» и продолжать жить как обычно, «не напрягаясь» (хотя соответствует ли наше «как обычно» тому, что хотел от нас Шрила Прабхупада — это другой вопрос).

Шрила Бхактивинода Тхакур был, судя по всему, первым кто в современном мире стал говорить о важности месяца Пурушоттама и о том, что этот месяц на самом деле не является «грязным» и бесполезным, а совсем наоборот — он превосходит все другие месяцы и может даровать все благословения. Мы уже упоминали его статью о славе месяца Пурушоттама, которую он написал для своей газеты «Саджджана-тошани» перед наступлением этого священного месяца в сентябре 1898 года. Также в течении месяца Пурушоттама Бхактивинода Тхакура писал свою автобиографию под названием «Сваликхита-дживани» (на ее написание ушло два с половиной месяца — с 4 апреля по 21 июня 1896).

Во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в Гаудия Матхе священный месяц Пурушоттама соблюдался с особым вниманием. В специальном выпуске газеты «Гаудия», посвященном его божественному уходу из этого мира (том 15, номер 23-24 от 16 января 1937 года) было описано как после проведения праздников Баладева-авирбхавы и Джанмаштами в Калькутте, Шрила Сарасвати Тхакур показал личный пример соблюдения Пурушоттама-враты и 12 августа 1936 года отправился на поезде из Калькутты в Матхуру. Там он провел некоторое время возле «Mathura Cantonment» в усадьбе под названием «Шивалайа», где давал лекции. После этого он отправился во Вриндаван и там, в «Мадхумангал-кундже», давал лекции по Шримад-Бхагаватам. В это время он также проявил на Говардхане небольшой бхаджан-кутир. 9 сентября 1936 года он вернулся в Калькутту и провел там непрекращающуюся хари-катху на ежегодном фестивале в Шри Гаудия Матхе.

40237_1382542766777_1328190951_30949900_3688168_n

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур во время Пурушоттама-враты в Шри Кришна-чайтанья Матхе во Вриндаване

Перед началом месяца Пурушоттама в августе 1936 года в газете «Гаудия» была опубликована статья, начинающаяся словами: «В 8:24 минувшего 1 Бхадра [17 августа] началась Пурушоттама-врата, которая продлится до 22:32 30 Бхадра [15 сентября]. В течении этого месяца личный спутник Лила-Пурушоттамы [Шри Кришны], Гаудия-ачарья-бхаскара [солнцеподобный ачарья гаудия-вайшнавов] в собственной обители Пурушоттамы, Шри Вриндаване, даровал благоприятную возможность праздновать Пурушоттама-врату с киртаном хари-катхи…»

Далее в статье говорится: «Мы — пангу, хромые, мы не можем своими усилиями пойти во Врадж. Глагольный корень «врадж» означает «идти» или «двигаться». Но как хромой может идти? Более того, как к глупому материалисту, привязанному к семейной жизни (грихамедхи) и наделенному медленным разумом (манда-мати), придет вдохновение начать двигаться, оставив свое тупоумие в виде привязанности к вещам не связанным с Кришной?
Тем не менее, если в склонном к служению сердце по милости лотосных стоп Шри Гуру проявится как самое драгоценное богатство жизни Шри Радха-Мадана-мохан — сокровище жизни Шри Гурудева, дарующего самбандха-гьяну и неотличного от Санатаны, который слепого и нежелающего человека силой поит бхакти-расой смешанной с отречением и побуждает его идти по пути во Врадж, — только тогда возможна жизнь во Вриндаване. Только личный спутник Шри Радхи (Радха-ниджа-джана), Шри Гуру, может занять чистую склонность души в любовном служении Мадана-мохану, устранив из ее сердца болезнь — вожделение (мадана). Корень такого любовного служения — слушание и повторение наставлений, услышанных из лотосных уст Шри Гуру».

Статья заканчивалась словами: «Поэтому, преданно принять служение Лила-пурушоттаме, состоящее из прославлений (киртана-майи) и наставлений (вани-мукхара) личного спутника Шри Радхи, в этот самый благочестивый месяц Пурушоттама, в Шри Вриндаване — долг каждого».

Использованная литература:
Саджджана-тошани, том 10, выпуск 6, сентябрь 1898 года. (бенгали)
Гаудия, том 6, номер 47 от 14 июля 1928 года. (бенгали)
Гаудия, том 15, выпуск 4 от 22 августа 1936 года. (бенгали)
Гаудия, том 15, выпуск 23-24 от 16 января 1937 года. (бенгали)
Слава месяца Пурушоттама из Падма-пураны, неопубликованная рукопись. (английский)
Падма-пурана, Уттара-кханда, глава 62. (санскрит и английский)
Сурья-сиддханта, перевод Бапудева Шастри, Калькутта, 1861. (английский)
Вачаспатья, сост. Таранатх Таркавачаспати, том.1, Калькутта, 1873. (санскрит).

Источник статьи: https://brijabasidas.wordpress.com/2015/06/23/%d0%bc%d0%b5%d1%81%d1%8f%d1%86-%d0%bf%d1%83%d1%80%d1%83%d1%88%d0%be%d1%82%d1%82%d0%b0%d0%bc%d0%b0/

Предписания по соблюдению месяца Пурушоттамы

16 мая — 13 июня 2018 года

Его Святейшество Бхану Махарадж поделился с нами нектаром славы Пурушоттама-враты, которая в 17 раз превосходит славу Карттика-враты, соблюдаемой во Вриндаване. Поскольку возвышенные преданные придают большое значение соблюдению этой враты, мы смиренно предлагаем преданным отведать ее нектарный вкус и так обрести безмерное духовное благо. Пожалуйста, донесите эту «Пурушоттама-махатмью» до как можно большего числа преданных и вы также будете облагодетельствованы.

Следующие предписания помогут вам при соблюдении месяца Пурушоттамы и принятии личных обетов в этот месяц.

Основная врата — это поклоняться Югала Радха-Кришне. 

  1. Поднимайтесь в Брахма-мухурту ежедневно (Брахма-мухурта — это определенное время за час до восхода солнца; например, если солнце восходит в 6 часов утра, то Брахма-мухурта начинается в 4.30 и заканчивается около 5 часов). Это означает, что накануне нужно ложиться рано.
  2. Примите обет БЫТЬ ПРАВДИВЫМ весь месяц
  3. Остерегайтесь ХУЛИТЬ какого бы то ни было преданного, писание, брахмана, коров, святого или того, кто соблюдает Пурушоттама-врату.
  4. Увеличьте количество ваших кругов и повторяйте определенное их число ежедневно — 25, 32, 64, 128 !
  5. Слушайте и/или пересказывайте повествования о Кришне (изучайте «Источник вечного наслаждения» — главы, описывающие Враджа-лилу и встречу Кришны с гопи на поле битвы Курукшетра; «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриту» — главы, описывающие качества Радха-Кришны и Их лилы).
  6. Поклоняйтесь Радха-Кришне: ежедневно предлагайте гирланды из роз или лотосов высшего качества и гирлянду из туласи фотографии Божеств Радхи-Шьям (если у вас нет Божеств) или изображению Югала Радха-Говинды.
  7. Если вы поклоняетесь шалограму (также приложимо к поклонению Радха-Говинде) предложите 100 000 листиков Туласи (в месяц) и так обретете благо, которое не в силах описать даже Господь Брахма.
  8. Проводите киртаны и пойте бхаджаны, прославляющие Югала Кишору. Например, «Джая Радха-Мадхава», «радхе! джая джая мадхава-даите!»; «радха-кришна пранамора», «Радха-крипа-катакша-става-раджа» (на обложке книги «Радха-кунда…» Маханидхи Махараджа или в песеннике «Шри Гити-гуччха»); также пойте «Нанда-нанданаштакам» (в песеннике «Шри Гити-гуччха»), «… джая радха-мадана-мохан радха… санатанер прана-дхана хе…», «джая радха мадана-мурари радхе шьям шьяма шьям», «радха-кришна бол бол боло ре собаи», «вриндавана рамья стхана», туласи-арати, молясь с сильным чувством в медитативном состоянии ума.
  9. ДОЛЖНЫ ежедневно предлагать Божествам Радха-Кришны или Их фотографии светильник на гхи (непременное условие: использовать только коровье гхи).
  10. Ежедневно принимайте омовение в Ямуне на восходе солнца. Если вы не в Святой дхаме, то сбрысгивайте голову несколькими каплями воды из Радха-кунды или Ямуны после того, как предложите этим святым тиртхам поклоны и молитвы.

Еда

Поститесь до полудня и ешьте раз в день только фрукты или просто овощи; не употребляйте зерна и бобов (как-будто следуете екадаши целый месяц!), или просто РАЗ В ДЕНЬ наедайтесь маха-прасада по самую макушку. Примите обет в соответствии с вашими возможностями соблюдать его, и ни при каких условиях не нарушайте обет посредине месяца.

КАК ПРЕРЫВАТЬ ПУРУШОТТАМА ВРАТУ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ

  1. Поклоняйтесь Радха-Говинде и произносите следующую мантру: «О Верховный Господь! О Санатана! О Пурушоттама! О Господь Хари! Я приношу мои поклоны Тебе. О мой Господь, о Шримати Радхарани, пожалуйста, примите мое подношение. Я приношу поклоны вновь и вновь Шьямасундаре, возлюбленному Радхики, чье прекрасное тело покрыто сияющими желтыми одеяниями». Радха-Шьяме.
  2. Раздайте как можно большие и лучшие пожертвования 3,5,7,9,11 брахманам. Лучшее пожертвование — подарить «Шримад-Бхагаватам» достойному вайшнаве-брахману. Это пожертвование вознесет всех ваших предков на Голоку и подарит им общение с Господом Пурушоттамой! Советуется дарить также следующее: новую одежду, золото (рупии, рубли, баксы и т. д.), две пары новой обуви.
  3. Накормите брахманов прасадом

ОСОБЫЕ СРЕДСТВА В КОНЦЕ МЕСЯЦА:

  1. Если вы не омывались в священных водах — избавтесь от последствий, поднеся молоко и йогурт брахманам.
  2. Если вы ели рис, пшеницу, фрукты, растительное масло или гхи во время месяца Пурушоттамы — раздайте пожертвования брахманам как указано выше.
  3. Если вы ели из тарелок из листьев — накормите брахманов гхи и гуром (сладким).
  4. Если вы состригали ногти и волосы во время этого месяца — подарите зеркало одному брахману.

ЕСЛИ ВЫ НАРУШИЛИ КАКОЕ-ЛИБО УСЛОВИЕ ВО ВРЕМЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЭТОЙ ВРАТЫ:

Напоите брахманов различными видами сладкого сока (тростникового, виноградного и т. д.).

БЛАГА ОТ СОБЛЮДЕНИЯ ПУРУШОТТАМА-ВРАТЫ:

  1. Все святые места войдут в ваше тело и станут обитать в нем.
  2. Тот, кто соблюдает месяц Пурушоттама с верой и преданностью в конце жизни отправится домой, обратно к Богу вечно служить Радха-Говинде на Голоке Вриндаване!

Так «Падма-пурана» (раздел «Пурушоттама-махатмья») описывает враты, которые следует соблюдать в этот месяц. Мы уверены, Шрила Прабхупада поможет вам хорошо почитать этот месяц.

Источник: http://www.kirtan.pro/kak-soblyudat-mesyac-purushottama

Один комментарий на “Тринадцатый месяц Пурушоттама

  • 26 апреля, 2020 в 10:24
    Permalink

    Здравствуйте!

    А как бы проведать, где почерпнуть информацию о том, когда выпадает следующий месяц Пуурущоттамма? Может он выпал в этом, 2020 году ..?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите задачку *