Как защититься от преждевременной смерти (апамритью)
Тот, кто родился, обязательно умрет. Смерть — естественный этап жизни. Но преждевременной смерти (апамритью или акаламритью) можно избежать с помощью определенных способов. В «Шримад-Бхагаватам» (10.1.48) сказано:
мритйур буддхиматапохйо йавад буддхи-балодайам
йадй асау на нивартета напарадхо ‘сти дехинам
«Пока человек обладает разумом и физической силой, он должен стараться избежать смерти. Таков долг каждого, кто получил материальное тело. Но если, вопреки всем усилиям, человек, которому грозит смерть, не может ее избежать, в том нет его вины».
В комментарии к стиху Шрила Прабхупада пишет: «Для человека, оказавшегося перед лицом безвременной гибели, естественно стараться спастись. Это его обязанность. Хотя смерть неотвратима, каждый должен пытаться избежать ее, а не принимать без возражений, поскольку все живые существа по природе вечны. Так как смерть — это наказание, которому подвергаются те, кто влачит обусловленное материальное существование, ведическая культура основывается на постулате, что смерти можно избежать (тйактва дехам пунар джанма найти — БГ 4.9). Каждый должен приложить усилия к тому, чтобы избежать смерти и нового рождения, развивая духовную жизнь, а не сдаваться без борьбы. Того, кто не пытается противостоять смерти, нельзя назвать разумным человеком. Так как Деваки оказалась перед лицом смертельной угрозы, Васудева должен был ее спасти, и он, насколько возможно, пытался это сделать. Поэтому он стал думать, как воздействовать на Камсу, чтобы Деваки была спасена».
По закону кармы, если человека настигает апамритью, он вынужден родиться снова, чтобы отработать оставшийся кармический период жизни в следующем воплощении. Поэтому необходимо понять, ради чего нужно избегать апамритью. Иначе душа, зараженная материальной болезнью (бхога-рагой), будет ошибочно полагать, что стремиться к выживанию нужно, чтобы продолжать потакать своей склонности наслаждаться материальной энергией и управлять ей. Высшая цель жизни — занять тело, ум и разум в садхана-бхакти. Наше тело — это садхана-шарира (тело, предназначенное для духовной практики). Из этого следует, что разумный человек должен пытаться предотвратить апамритью. Но если у человека нет для этого достаточно сил, он немедленно должен приготовиться к смерти. Апамритью происходит из-за греховной жизни, и для ее нейтрализации человек должен следовать правилам благочестивой, или сбалансированной, жизни, прогрессируя в сознании Кришны.
Преждевременной смерти можно избежать, если заботиться о коровах и служить вайшнавам. То место, где чтят устои брахманической культуры и заботятся о коровах, находится под защитой Господа Кришны. Там никогда не будет войн и эпидемий, которые вызывают апамритью. Недаром Верховного Господа славят как го-брахмана-хитайа ча («защитника брахманов и коров»).
В «Шримад-Бхагаватам» рассказывается, как гопи Вриндавана во главе с Яшодой и Рохини использовали кисточку коровьего хвоста (волосы коровьего хвоста), чтобы нейтрализовать неблагоприятные влияния (баларишту) и защитить Верховного Господа Шри Кришну во время Его детских лил. «Здесь мы видим, что женщины, которые вели домашнее хозяйство, могли позаботиться о безопасности ребенка просто с помощью коровы. Как сказано здесь, они знали, как защитить ребенка от любых опасностей, обмахивая его кисточкой коровьего хвоста. Ухаживая за коровами, можно получить великое множество разных благ, однако люди забыли, как все это делать. По этой причине Кришна подчеркивает в „Бхагавад-гите» важность защиты коров».
Туласи также защищает от апамритью. Если человек служит туласи и носит кантхималу, он обретает чистое бхакти, так как туласи — бхакти-прадайини-деви, или та, кто дарует бхакти. Она избавляет человека от всего неблагоприятного и даже от последствий его греховных поступков (папа пранасйини).
туласи каштха малабхир бхушита бхарамате йади
духсвапнам дурнимиттанча на бхайарх шастраджарх квачит
«Просто видя кантхималы из туласи на шее человека, ямадуты бегут от него подальше. Человек, путешествующий повсюду с кантхималой из туласи, больше не боится несчастных случаев, плохих снов или оружия» (Хари-бхакти-виласа, 1.337-338).
Также можно защититься от апамритью, выпив чаранамриту или окропив ею голову. Чаранамрита — это смесь жидкостей, которой омывали Божества во время церемонии абхишеки.
акаламртйу харанам сарвавйадхи винашанам
вишнох падодакам питва шираса дхарайамйахам
«Я пью воду, омывшую лотосные стопы Господа Вишну, и держу ее на своей голове, поскольку она устраняет опасность преждевременной смерти и страдания от множества болезней» (Хари-бхакти-виласа, 3.290).
Молитвы Господу Нрисихадеве также защищают от апамритью.
апамритиу-винашаиаапасмара-вигхатине
ана-дайана-рупайа анайана-бхудже намах
«Господь Нрисимхадева уничтожает преждевременную смерть (апамритью-винаша), забвение (апасмара-вигхати). Он — дарующий жизнь (анада) и жизненная форма (ана-рупа). Он — сама жизнь (ана) и наслаждающийся жизнью (ана-бхук)» (Нрисимха-сахасра-нама, 63).
Также от апамритью нас могут защитить молитвы Пранадеве. Пранадева — это Шрила Мадхвачарья, Бхима и Хануман в трех разных воплощениях. В одной очень красивой песне (апамритйу парибаришо аниладева) Шрила Джаганнатха Даса возносит молитвы Пранадеве или Ваюдеве, чтобы они защитили его от апамритья-йоги, которую он получил по карме. Он говорит, что тело — это садхана-шарира (форма, полученная для занятий практикой преданного служения), а не орудие для потворства материальным чувствам. По милости Господа Кришны и Ваюдевы мы получили тело для практики преданного служения.
К несчастью, люди Кали-юги недостаточно разумны, чтобы подготовиться к смерти. Они недостаточно осторожны, чтобы избежать ее. Они ведут рисковый, опасный и легкомысленный образ жизни. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (6.2.23) Шрила Прабхупада цитирует стих из шастры и объясняет его: папиштха йе дурачара дева-брахмана-ниндаках апатхйа-бходжанас тешам акале маранам дхрувам
«Закоренелых грешников (папиштха), людей распущенных или обладающих нечистыми привычками (дурачара), а также тех, кто отвергает Бога, кто непочтителен к вайшнавам и брахманам и кто неразборчив в еде, ждет безвременная смерть. Говорится, что в Кали-югу человеку отпущено самое большее сто лет жизни, и по мере того, как люди деградируют, продолжительность их жизни сокращается (прайеналпайушах)».
В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (1.1.10) Шрила Прабхупада говорит: «В Кали-югу продолжительность жизни сокращается не столько из-за недостаточного питания, сколько из-за беспорядочного образа жизни. Ведя упорядоченный образ жизни и питаясь простой пищей, любой человек может быть здоровым. Переедание, излишества, чрезмерная зависимость от других и искусственные потребности истощают жизненную энергию человека. Из-за этого продолжительность его жизни сокращается».
Вывод: человек должен быть осторожным, вести образ жизни, рекомендованный священными писаниями, и избегать греховных поступков.