Разновидности кармы
Категории, на которые подразделяется карма
Карму принято подразделять на четыре категории. Они носят названия: саньчита (сумма всех видов кармы), прарабдха (карма, которую предстоит испытать в ближайшее время), криямана (совокупность текущих карм) и агама (будущие кармы индивидуума). Отнести то или иное действие к определенному виду кармы не всегда бывает просто, потому что связка «причина — следствие» является по существу неразделимым целым. Деление такого целого на какие-либо условные части делает его более легким для понимания, но нужно иметь в виду, что в действительности все четыре типа кармы взаимно перекрывают друг друга.
1. Саньчита-карма
Саньчита-карма (буквально — карма, собранная вместе) — есть сумма всех прошлых поступков, известных и неизвестных, совершенных данным живым существом, фиксируемая на его (или ее) «кармическом счету». Под «известной» (т. е. известной лично для вас) кармой следует понимать ту карму, о которой вы знаете, что вы ее осуществили, а под «неизвестной» — ту вашу карму, о существовании которой вы даже не подозреваете. Эта «неизвестная» карма является результатом такого рода причинно-следственных отношений, которые не так-то легко распознаются нашим конечным (т. е. ограниченным) сознанием. Сложность этой неизвестной кармы еще более возрастает, когда мы включаем в нее понятие о переселении душ, иначе называемое реинкарнацией, в качестве еще одного коэффициента этого большого кармического уравнения.
Представление о реинкарнации (перевоплощении) предполагает, что причинами событий, испытываемых в данном существовании, могут являться деяния, совершенные в предыдущих жизнях данного существа. Не будучи изложенной явным образом в самих Ведах, тем не менее идея о перевоплощении стала неотъемлемой составной частью почти всех философских учений Индии начиная с ведических времен. «Бхагавад-Гита» («Песнь Бога»), одно из самых известных и повсеместно любимых священных писаний Индии, выражает эту идею в виде хорошо понятной аналогии:
«Точно так же, как человек сбрасывает с себя изношенные одежды и надевает другие, новые, так и воплощенная душа сбрасывает изношенные тела и надевает на себя другие, новые тела» (11:22).
Допустим, что женщина задается вопросом — почему так легко для нее оказалось получить ученую степень юриста и так трудно найти себе мужа; почему так удачно сложились ее отношения с родителями и так непросто оказалось завести детей… Она оттого так мучительно бьется над этими вопросами, кажущимися ей неразрешимыми, что ничего не помнит о кармах, приобретенных ею в предыдущих жизнях. Именно эти прошлые кармы лежат в основе многих обстоятельств ее теперешней жизни, хороших или плохих, которые с точки зрения обычного рассудка кажутся совершенно нелогичными, если рассматривать их как последствия известных причин, имевших место в этой жизни. И так как всякое новое действие, в свою очередь, будет иметь свой результат, который когда-либо неизбежно скажется на исполнителе этого действия, то все поступки этой женщины, совершенные на протяжении данной жизни, в свою очередь, раньше или позже, произведут свои собственные кармические последствия, и те из них, которые она не успеет испытать на себе до момента своего ухода из жизни, с неизбежностью проявятся в ее будущем воплощении.
Если вы не верите в реинкарнацию, вы можете принять для себя «облегченный» вариант учения, в соответствии с которым все прежние действия и события, коснувшиеся вас на протяжении вашей жизни, включая и ощущения, испытанные в период внутриутробного развития, и важные для вас опыты, полученные в раннем детстве, это и есть забытые вами, но подспудно действующие кармические влияния, которые в свое время выйдут на поверхность, во благо ли, во зло ли для вас, в течение вашей дальнейшей жизни.
2. Прарабдха-карма
Прарабдха-карма есть та часть саньчита-кармы, которая должна быть испытана индивидуумом в текущем воплощении. Она представляет собой сумму последствий прошлых поступков, которые уже проявились или проявятся в дальнейшем, субъективно воспринимаясь как проявления «судьбы». К примеру, женщина, которая одновременно является дочерью, женой и матерью и имеет профессию адвоката, не испытывает на себе в каждый отдельно взятый момент одновременно все результаты предшествовавших действий, которые привели к принятию ею на себя всех этих ролей. Она выступает, главным образом, как дочь только тогда, когда она находится вместе со своими родителями, как жена — когда она имеет дело с мужем, как мать — когда она с детьми, и как адвокат — в своей профессиональной жизни. Аналогичным образом, никакое существо не испытывает всю свою саньчита-карму одновременно. Только та ее часть, которая уже «созрела» для того, чтобы вступить в действие, в один прекрасный момент выйдет на поверхность,
3. Криямана-карма
Криямана-карма включает в себя сумму всех возможных последствий, создаваемых текущими действиями человека. Люди — не просто марионетки, механически управляемые теми или иными последствиями своих прошлых деяний. Мы также способны, прилагая сознательные усилия, производить новые действия в настоящем времени по своему выбору.
Саньчита- и прарабдха-карма в некотором смысле «назначены» или «предуготованы» нам, будучи продуктом уже свершенных действий, которые созрели для того, чтобы произвести определенный эффект. В отличие от них наша криямана-карма есть то, что мы делаем в каждый момент текущего времени, обладая способностью выбора и сознательного созидания, — она, следовательно, и есть то, что мы называем «свободой воли».
Например, врожденное заболевание, не дающее нашей женщине-адвокату возможности иметь детей, может быть отнесено на счет прарабдха-кармы, или, иначе говоря, «судьбы»: это созревший результат каких-то прошлых деяний, который ей предназначено испытать в своей жизни. Вместе с тем оно есть и предмет саньчита-кармы, или долговременной версии «судьбы», ибо данная врожденная патология, будучи одним из тех кармических влияний, которые должны быть испытаны данным лицом на протяжении его жизни (может быть, и не одной жизни), есть именно то из них, которое созрело для того, чтобы проявиться именно теперь. Если этот физический недостаток может быть устранен с помощью хирургической операции, а также если женщина в какой-то момент своей взрослой жизни примет решение подвергнуться такой операции и таким образом скорректировать свою судьбу, то такой ход событий возможен именно благодаря криямана-карме.
4. Агама-карма
Агама-карму составляют те действия, которые вы планируете совершить в будущем. Этот факт отражает вашу способность предвидеть свои возможные действия в будущем, независимо от того, станете ли вы осуществлять их в реальности. В рассмотренном нами примере агама-карма проявляет себя в тех ситуациях, когда женщина-адвокат задумывается или строит планы относительно хирургического лечения своего бесплодия. Иногда говорят, что для того, чтобы достигнуть успеха, необходимо планировать вашу работу и работать над выполнением плана; первое из упомянутых действий есть агама-карма, второе — криямана-карма.
Хитросплетения Кармы
Джйотиши, анализируя гороскоп, стремятся определить разновидности карм человека в различных областях жизни и силу их выраженности. Считается, что саньчита-карма образует общий кармический фон нашей жизни, который не может быть полностью постигнут обычными путями, включая, в том числе, и джиотиш. Это именно саньчита-карму индусы имеют в виду, говоря о том, что пути кармы непостижимы. Прарабдха-, крия-мана- и агама-кармы, однако, могут быть познаны посредством джйотиша.
Джиотиш считает, что всякое текущее состояние в жизни человека возникает в результате динамического взаимодействия судьбы и свободной воли. Судьба есть по преимуществу выражение саньчита- и прарабдха-кармы, а свободная воля — криямана- и агама-кармы, действующих совместно. Агама-и криямана-карма с течением времени неизбежно переходят в саньчита- и прарабдха-карму. Время и есть та космическая ось, вокруг которой вращается колесо кармы. То, что было сегодня создано свободной волей, становится причиной того, что завтра мы назовем судьбой. Никто не управляется одной лишь судьбой, но временами может возникать впечатление, что это именно так, до тех пор, пока не выйдет на сцену свободная воля. Только в этих случаях количество и качество усилия, вложенного в изменение ситуации, способно по своей эффективности сравняться или даже превысить количество и качество того усилия, которое создало данную ситуацию; и только тогда может произойти действительная трансформация, которая есть нечто иное, чем просто очередное изменение в жизни. Иначе говоря, трансформация может произойти лишь тогда, когда агама- и криямана-кармы нейтрализуют саньчита- и ее текущую актуализацию — прарабдха-карму. Количество и качество усилия, необходимого для того, чтобы изменить прежние кармы, зависят от величины или степени выраженности прарабдха-кармы в каждом конкретном случае.
В зависимости от степени выраженности прарабдха-кармы, принято выделять три ее типа, каждый из которых может затрагивать какую-либо одну, несколько или все сферы жизни человека. Они называются:
1. Дридха — «жесткая», фиксированная карма, не поддающаяся изменению;
2. Дридха-адридха — «мягкая/жесткая» карма, поддающаяся частичному изменению;
3. Адридха — «мягкая» карма, изменяемая сознательным усилием воли.
Дридха-карма
Дридха-карма производит наиболее стойкий результат. Ее потому характеризуют как «жесткую», «фиксированную» карму, что ее последствия чрезвычайно трудно поддаются изменению со стороны сознательной воли. Этот вид кармы предполагает, что некие события или переживания, приятные или, наоборот, тяжелые, мучительные, даются нам «в обязательном порядке», не в наших силах избежать их — настолько сильны были породившие их причины. Вы, наверное, замечали, как время от времени какие-то события случались с вами, как бы вы ни пытались их избежать? Такие события часто называют роковыми. Здесь можно привести такой пример. Если, скажем, женщина, имевшая отличное здоровье до и во время беременности и пользовавшаяся самым лучшим медицинским обслуживанием, о каком только можно было мечтать, в результате производит на свет ребенка с серьезным врожденным дефектом, — в этом случае джйотиши мог бы отметить, что она, несомненно, испытала на себе действие дридха-прарабдха-кармы, касавшейся ее детей, а родившийся ребенок, со своей стороны, подвергся действию дридха-прарабдха-кармы в отношении своего физического тела. Не следует забывать, что этот вид кармы может быть для человека как приятным, так и болезненным: как мы знаем, нередко именно те, кто кажется наименее достойными, то и дело оказываются в жизни впереди остальных.
Дридха-карма присутствует в том гороскопе, где имеется «стечение признаков». Этот термин означает, что большое число астрологических факторов сходятся в своих показаниях. Чем больше число согласующихся указаний, «хороших» или «плохих», в какой-либо области гороскопа, тем более очевидным образом они проявят себя в жизни. Только в том случае, если несколько признаков в гороскопе беременной женщины указывают на рождение ребенка с физическим недостатком, мы можем заключить, что у нее имеется дридха-прарабдха-карма в отношении детей. Любопытно, что, хотя стечение признаков — чрезвычайно важное правило в толковании гороскопа, традиционные тексты джйотиша упоминают о нем лишь мельком, как бы между прочим. Почему так? Должно быть, причина в том, что авторы текстов всецело полагались на устное разъяснение наставника, который, в чем не сомневались, своевременно и с должными комментариями передаст это важное знание ученику.
Дридха-адридха-карма
С дридха-адридха-кармой мы сталкиваемся везде, где некоторые (но не очень многие) астрологические факторы, имеющие отношение к определенной сфере жизни, сходятся в своих показаниях. Эти предписания судьбы (кармы), хорошие или плохие, могут быть изменены посредством сконцентрированного проявления творческого волевого усилия, хотя усилие должно быть очень большим. Такая карма может быть как неизменяемой, так и изменяемой — все решает интенсивность прилагаемого усилия. Если, например, врожденный дефект развития у вышеупомянутого ребенка может быть исправлен или существенно облегчен, будь то хирургическим путем, с помощью диетического питания, специально подобранных лечебных упражнений или каким-то иным способом, это значит, что его прарабдха-карма принадлежала к типу дридха-адридха. Если ваш отец под конец своей жизни оставит вам своим тяжким трудом заработанные деньги, а вы систематически и в короткий срок растратите их, это также будет пример дридха-адридха-кармы, сведенной на нет волевым усилием индивидуума.
Адридха-карма
Адридха-карма, как считается, приносит неустойчивые, легко изменяемые результаты. Там, где в гороскопе нет никакого стечения признаков, присутствует адридха-карма. Это напоминает чистую грифельную доску, на которой вы можете писать все, что вам вздумается. Когда нормальный, здоровый ребенок активно занимается физическими упражнениями, и от этого его тело становится еще сильнее и крепче, пропорционально затраченному усилию, и в этот процесс не вмешиваются никакие непредвиденные обстоятельства извне, не возникает никаких труднопреодолимых препятствий или чего-то еще в таком роде, это — пример проявления адридха-прарабдха-кармы в сфере телесного развития данного ребенка.
из книги Роберта Свободы — «Джйотиш: Введение в индийскую астрологию»
* * * * * * * * *
Виды кармы
Этот большой и очень трудный для понимания раздел рассмотрим со стороны ведических знаний. Для того чтобы более полно осветить данный вопрос, мы поговорим с вами о карме как о деятельности человека в целом. По Ведам принято классифицировать карму по результатам деятельности, которую мы совершали в прошлом, и той деятельности, которую мы будем совершать в будущем.
Санчита карма – это результаты деятельности, накопленные в прошлых жизнях, которые, складываясь вместе, формируют нашу судьбу.
Прарабдха карма – это та часть накопленной в прошлых жизнях кармы, которая предназначена только для настоящего воплощения, в котором мы сейчас живем. Эта карма состоит из уже созревших плодов наших поступков, готовых к отработке в настоящее время
Крийяман карма – это та карма, которая создается нашими поступками в этой жизни и влияет как на это воплощение, так и на будущие.
Агами карма – это карма, результаты деятельности которой накоплены в прошлых жизнях, но предназначены не для настоящего, а для будущих воплощений.
Санчита карма
САНЧИТА КАРМА — это вся карма, а если сказать другими словами, все плоды наших желаний и поступков, накопленные за множество жизней, но еще нами не отработанные. Образно говоря, Санчита карму можно разделить на Прарабдха карму, т. е. то, что нам предстоит отработать в данном воплощении, и Агами карму – то, что заранее запланировано на последующие воплощения.
Прарабдха карма
ПРАРАБДХА КАРМА — это самая жесткая и неизбежная карма, карма нашей настоящей жизни, которую мы должны отработать в данном воплощении.
Свобода выбора, которая нам была дана в прошлом, в настоящем воплощении уже трансформировалась для уплаты нашего долга. Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими мыслями, желаниями и поступками, бывают иногда так противоречивы, что они не могут осуществиться одновременно; следовательно, в одном воплощении человек сможет погасить только часть своей кармы. Поэтому законы кармы выбирают ту часть индивидуальной кармы, которая может быть погашена одновременно, и с этой целью направляют человеческую душу в соответствующую страну, расу, семью и общественную среду, наиболее подходящие для осуществления кармы, которая выделена из общего итога. При этом соединяются такие условия, благодаря которым проявляются созданные человеком причины и их последствия, совмещаясь и не вызывая при этом противоречия.
Эти причины, заложенные в прошлых воплощениях, определяют в данной реинкарнации:
• продолжительность земной жизни;
• особенности физической оболочки, ее положительные и отрицательные свойства;
• подбор родственников, друзей и врагов, т. е. тех людей, с которыми человек войдет во взаимодействие исходя из своего кармического долга;
• общественные условия;
• строение мозга и нервной системы, определяющие те сферы, в которых проявятся силы души;
• соединение всех созданных кармическими реакциями радостей и страданий, которые могут быть пережиты в данном воплощении.
Во всем этом для человека уже нет выбора, т. к. выбор его был сделан в прошлом, благодаря благим и греховным поступкам.
Одно из проявлений Прарабдха кармы представляет собой поступки, которые можно назвать неизбежными. Каждый поступок есть конечное выражение целого ряда мыслей и желаний. Однородные мысли и желания, группируясь в течение многих воплощений в одно целое, вызвали в настоящем воплощении наше душевное состояние, и достаточно небольшого толчка для того, чтобы вывести чашу весов из равновесия. Если мысли были злобные и мстительные, то человек с легкостью пойдет на преступление, или наоборот, если ум создавал бескорыстные мысли, направленные на помощь ближним, то наступит момент для совершения благих поступков. Из этого следует, что наши скрытые мысли направляют нашу волю и момент их выполнения остается только вопросом времени. Но если хозяин мысли успел перед этим подумать, то свобода выбора еще возможна: он сможет противопоставить закоренелой мысли новую и, сосредотачиваясь на ней, постепенно поменять прежнюю мысль. В этом и состоит ключ разрешения между свободой воли и предопределением. Наша свободная воля создает нам те ограничения, которые мы и называем своей судьбой.
Между свободной волей и предопределением происходят все самые сложные сочетания свободы и необходимости, на которых построена человеческая борьба. Создаваемые свободной волей мысли и желания, повторяясь многократно, уже стали нашими привычками; привычки ограничивают волю и делаются в конце концов автоматическими. Но приходит минута, когда совесть говорит, что приобретенная привычка нехороша – тогда человек силой воли начинает разрушать старую привычку, создавая мысли положительного характера. После этих усилий прокладывается новое русло, новые мысли берут перевес и потерянная ранее свобода берет верх над предопределением.
Нечистые мысли и желания прошлого образуют вокруг нашего истинного «Я», нашей бессмертной души как бы оболочку, которая держит нас в плену. Этот плен может длиться несколько воплощений. В это время наша бессмертная душа, собиравшая опыт, уже успела многому научиться и приобрести высшие свойства, но они еще долго могут оставаться под этой оболочкой. Чтобы разорвать эту оболочку, многим требуется хороший толчок извне или яркий пример, для того чтобы высшие свойства личности вышли на свет и начали образовывать уже чистые и праведные мысли, а впоследствии и желания, и мне бы очень хотелось, чтобы этим толчком была написанная мною работа.
Многих из вас, наверное, не раз интересовал вопрос, почему люди рождаются в той или иной семье, почему одни рождаются в бедных семьях и вынуждены всю жизнь пробиваться по жизни, а вторые, счастливчики, уже родившись, приобретают условия, к которым первые идут почти всю свою жизнь. Для того чтобы наиболее полно осветить данный вопрос, необходимо вспомнить из школьного курса по биологии общие понятия о генетическом коде, ДНК, генах и хромосомах, так как без этих базовых понятий в этом вопросе нам не разобраться.
Как вы помните, носителями генетической информации являются хромосомы и гены, которые выращивают тело – физический объект. Карма тоже чем-то подобна генетическому коду, только она выращивает тонкое тело – разум, подсознание, сознание. Тонкое тело кардинально отличается от физического, материального тела. Его можно рассматривать в данном случае как функцию физического тела – подобно как вино, налитое в бокал, определяет функцию (использование) бокала. Поэтому естественно, что тонкое тело должно соответствовать физической оболочке.
Согласно учению Теравады, карма притягивается к вибрациям, создаваемым при зачатии. Так, на вибрации, соответствующие генетическому коду, настраиваются и кармические вибрации, как, например, частоты радиоприемника. Таким образом, находится подходящая генетическая структура и новое рождение происходит в подходящем теле. Человек, который занимался благими деяниями и улучшил свое сознание, создает хорошую карму, которая «притягивается» к вибрациям генетически здорового тела, что позволяет развивать хорошую карму в следующем рождении. Упрощенно можно сказать, что в богатых семьях с хорошим питанием рождаются здоровые дети, которые наследуют хорошую карму и счастливую богатую жизнь. Наоборот, в нищих семьях с плохим питанием рождаются генетически слабые дети, которых ожидает плохая карма и несчастная жизнь. Хоть такой взгляд кажется примитивным, но он наилучшим образом при помощи вибраций раскрывает эти вопросы.
Очень естественно, когда следующее рождение происходит в ближайших родственниках (например, дед перерождается во внуке и т. п.) или в пределах своего рода. В чем же причина? Люди одного рода генетически близки, и если жизнь идет естественным чередом, то и карма передается к людям генетически похожим. А больше всего генетически похожими являются ближайшие родственники. Если же человек значительно изменил себя, то он уже не может переродиться в ближайших родственниках или соплеменниках – он ищет потомков смешанных браков или иноземцев для отработки новой, созданной по его желаниям кармы.
Хочу рассмотреть с вами еще один пример, связанный с вибрациями. Давайте возьмем человека, который часто дерется. Всякий раз, проходя по улице, он будет обязательно ввязываться в драку, вне зависимости от того, хочет он этого или нет, и причина этому – сходные с другими драчунами вибрации, которые создают его мысли и тело. В то же время спокойный человек, идя по той же улице, никогда не будет притягивать драк, конфликтов, потому что вибрации у него совершенно другие. Получается в итоге, что сходные вибрации вольно или невольно пересекаются, верша тем самым карму человека, которая ранее рождалась в его мыслях, желаниях и поступках.
Также благодаря этому учению различают и причины смерти. Смерть может быть из-за истощения генетических сил, проще говоря, по старости, когда приходит срок, отведенный природой. Также смерть может быть из-за истощения кармических сил, когда человек уже реализовал себя и не может жить дальше, теряя интерес к жизни и умирая ранее отведенного природой срока. И смерть может быть из-за несчастного случая – недостаточной генетической или кармической защищенности.
Агами-карма
АГАМИ КАРМА — это вид кармы, при котором результаты наших действий, накопленные в прошлых жизнях, предназначены не для настоящего, а для будущих воплощений. Как происходит такой феномен, можно понять, если сравнить формирование наших поступков с деревом. Если мы совершаем какой-либо поступок, то сажаем в почву нашей судьбы семя. Оно требует подпитки и ухода, поэтому у нас появляется склонность делать подобные поступки. Так как мы поливаем семя, то оно всходит, и склонность становится привычкой. Дальше, когда мы на протяжении длительного времени совершаем этот вид деятельности, то росток, увеличиваясь, начинает давать ветки. Ветки, выросшие из стабильной деятельности, это не что иное, как поступки. Затем ветки дают листья – это тот эмоциональный настрой, который окружает нас в жизни. Именно поэтому мы постоянно находимся в каком-нибудь настроении. Через некоторое время появляется цветок – это новый вид вкуса к жизни. Цветок постепенно превращается в плод – так назревают те плоды, которые были заложены семенем, и именно они приносят возмездие нам за наши дела. Только после созревания плода мы его кушаем и испытываем счастье или страдания в зависимости от того, что совершили. В применении «дерева поступков» к Агами карме получается, что семена, которые были посажены в прошлой жизни, в этой успели дать только росток или ветки, а плоды пока еще не появились, поэтому следует ждать результата этих поступков не раньше чем в следующей жизни.
При переносе Агами кармы на нашу жизнь она составляет наши неоднородные и разные по своей природе мысли и желания, которые мы формируем на протяжении наших перевоплощений. Наши поступки, желания и мысли иногда так противоречат друг другу, что многие не смогут переродиться в Прарабдха карму и будут ждать своей очереди для того, чтобы в нужное время проявиться. Таким образом, в течение веков мы нагромождаем причины, которые не могут быть осуществлены до подходящего времени, и тем самым мы живем под влиянием двойной кармы: одна проявляется, другая ожидает подходящего момента для своего проявления. Из этого можно вынести, что Агами карма может переноситься из одного воплощения в другое и долго не давать о себе знать вообще, и она «оживет» только тогда, когда проявятся налицо все необходимые для нее условия. С психологической точки зрения Агами карму можно рассматривать как наклонности, идущие из прошлого. Но, в противоположность Прарабдха карме, Агами карма подлежит изменению! Наклонности могут быть нами усилены или ослаблены, направлены по новому руслу или совсем уничтожены благодаря нашей внутренней работе над собой. В борьбе с дурными наклонностями даже неудача есть шаг вперед, потому что сопротивление дурному уничтожает часть плохой энергии, вошедшей в состав нашей кармы. Если рассмотреть то же самое при помощи «дерева поступков», то нам по силам переломить ход негативной кармы уже после того, как мы посеяли семя поступка, или же на этапе ростка или образования веток, т. к. не поддерживая его своими деяниями, мы сможем засушить дерево поступка, и оно отомрет, так и не развившись, освободив тем самым нас от самого коварного вида кармы.
Крийамана карма
КРИЙЯМАН КАРМА – создается нами прямо сейчас. К ней относятся те результаты наших поступков, которые нам придется начать отрабатывать уже в этом воплощении, как в случае моментальной кармы, а также и то, что перенесется на будущие инкарнации.
Так как Крийяман карма создается нами в этой жизни, то у нас есть большая свобода выбора, какой она будет, плохой или хорошей. Совершая всевозможные поступки, мы являемся вершителями своей судьбы. Вот почему деятельный человек, который в любую минуту может склонить чашу весов в свою пользу, имеет гораздо более шансов изменить карму, чем человек бездеятельный. Бывают случаи, когда в прошлом скопилось так много плохой кармы, что все усилия человека выбраться из полосы бедствий кажутся с виду безрезультатными. Но это только кажется. Каждое усилие, направленное на то, чтобы побороть свою плохую карму, ослабляет силу ее сопротивления. Для примера рассмотрим денежные неудачи человека. Допустим, что карма требует для него бедности и лишений; он делает усилия, добивается путем напряженных трудов благоприятных результатов, но снова теряет все приобретенное и опять начинает добиваться своей цели. Видимые неудачи этого человека могут продолжаться до самой смерти, но в той невидимой лаборатории, где созидается наше будущее, его усилия сделали свое – они ослабили силу сопротивления его плохой кармы, и если он не победил в этом воплощении, то он обязательно победит в будущем. То же самое происходит и с пороками, борьба с которыми кажется безуспешной. Знание кармы показывает, что в этой борьбе главное значение не столько в видимой победе, сколько в ослаблении дурной силы, идущей из прошлого. Вот почему никогда не следует складывать оружие и говорить: «Я не могу побороть своей слабости».
Отсюда следует, что нужно не переставая бороться, потому что с каждым новым усилием, направленным против плохой привычки, сила ее подрывается, и в будущем воплощении будет уже нетрудно справиться с ней. Необходимо также помнить, что ни одно доброе усилие человека не проходит даром, так как каждое усилие гасит частицу его кармического долга. Если вы плохо усвоите закон кармы, то можете прийти к примерно такому выводу, что не следует помогать страдающему, раз это его карма и он сам виноват в ней. Это в корне неверно, и такой вывод может повести к сухости и бессердечности человека. Да, мы окружены злом и страданиями всякого рода, которые являются естественным результатом плохой кармы людей, но это не причина, чтобы мы не делали усилий для противодействия этому злу. Плохие мысли и поступки создают страдания, но зато хорошие мысли и поступки заменяют страдание счастьем. Раз человек становится на нашем пути и мы можем помочь ему, этой возможностью предъявляется кармический долг, но уже не ему, а нам. Свой он уплатит страданиями, а наш долг мы уплатим тем, что поможем ему. Даже с эгоистической точки зрения необходимо помогать страдающим и находящимся в нужде, потому что, пропуская возможность облегчить страдания, можно создать для себя такую карму, в состав которой войдет отсутствие помощи в тяжелый час, когда мы сами будем нуждаться в участии других. Карма не мешает никакому доброму действию, ее законы допускают улучшение нашей собственной участи, а тем более судьбы наших близких.
из книги Константина Пилипишина «Ваша карма на ладонях»