Если ли смысл готовиться к неизбежной смерти?
Вопрос 1 (из выпуска 1 — 12:05)
Если причина смерти уже предопределена, зачем вообще заботиться о своем здоровье? Ведь можно пойти к астрологу, узнать от чего ты умрешь. Например, тебе суждено погибнуть от несчастного случая, то тогда зачем ограничивать себя в сладком, мучном и т.д.? Сходи к астрологу, или сам изучи астрологию, узнай от чего умрешь и наслаждайся по полной, все равно все предопределено. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что нужно желать здоровья, чтобы задавать вопросы Абсолютной Истине. У ачарьев множество утверждений касательно здоровья, как-то все бессмысленно получается…
Ответ
Нет ничего бессмысленного, есть наше не совсем правильное понимание некоторых вещей. И вопрос задан с позиции, зачем что-либо делать, как-то себя ограничивать, если какие-то вещи предопределены и, поэтому, не лучше ли наслаждаться по полной? При таком раскладе человек вряд ли достигнет какого-то ощутимого прогресса. Он начинается именно с правильной настройки в самом начале, поэтому проблема не в астрологии. Проблема не в том, что если человек умрет, к примеру, от огня или воды, ему теперь можно прыгать без парашюта. Это неразумные выводы, и астрология ставит своей целью показать нам определенные возможности и потенциал.
Астрология, как дорожные знаки, показывает, что нас ждет впереди. Допустим, идет ремонт дороги, поэтому нужно снизить скорость. Точно так же астрология показывает нам определенные знаки на дороге жизни. И то, что человек узнал, допустим, о причине своей смерти, не значит, что теперь можно расслабиться и делать, что хочешь в какой-то другой области, которая не касается его гибели. Если он узнал, что утонет в море, то теперь ему не грозит сахарный диабет, и он может мести сладкое сколько угодно. Человек может приобрести данную болезнь, а затем утонуть. Но пока этого не случилось, то от сахарного диабета все равно придется страдать, поэтому это не очень разумное предложение.
Можно сказать так: предопределенность смерти и качество жизни — это абсолютно разные вещи. Поэтому если мы узнали что-то о причинах нашей смерти, это совсем не означает, что теперь можно бросить поводья и ничего не делать, расслабиться. Нет! Качество жизни мы можем поменять, именно поэтому в священных писаниях и даются рекомендации: это делай, это не делай. Следовательно, независимо от того, какова причина смерти, качество жизни находится во многом в наших руках.
Вопрос 3 ( из выпуска 11 — 21.01.2019 36:37)
В последнее время очень много думаю о смерти. Зная, какую греховную жизнь вела раньше, очень боюсь. Знаю, что на духовные планеты идут даже не все духовные учителя. Какой у нас шанс вырваться из колеса сансары, ведь времени очень мало? Каково Ваше отношение к смерти? Есть ли страх? Как часто думаете?
Ответ
Какой смысл думать о том, чего нет? Смерть — это просто дверь, переходный момент. Это ни какая-то отдельно существующая реальность — это переход из одного состояния в другое. Будто ночь, которая разделяет «сегодня» и «завтра». И я знаю, что в будущем буду делать то, что не доделал в прошлом. Поэтому в ведической концепции, которая утверждает вечность жизни и бесконечность процесса совершенствования, нет причин для страхов. Ведь даже если в конце этой жизни по своему сознанию я не буду квалифицирован для возвращения в духовный мир, то в этом нет большой трагедии, потому что в 6-ой главе Бхагавад-гиты Кришна говорит, что те, кто не достигли зрелости на духовном пути, в следующей жизни продолжат, начиная с этого момента. То есть, мой прогресс в этой жизни не потерян, каким бы он ни был небольшим. В следующей жизни я буду развиваться дальше. Поэтому, учитывая такое позитивное отношение Кришны к тому, что он ценит наши усилия, сохраняет их, позволяет нам прогрессировать ни с ноля, а с той точки, на которой мы остановились, это и освобождает человека от страха смерти. Но она неприятна. Что тут поделаешь?.. Иногда бывают ситуации, когда смерть даже гуманнее, чем жизнь. Когда люди очень сильно болеют, страдают, они зовут свою кончину — быстрей бы она пришла.
Поэтому если мы применяем знания, то конец не так уж и страшен. Это очередной переход из одной жизни в другую. Как Кришна говорит в «Бхагавад-гите» во 2-ой главе: «На этом пути никто не знает потерь, даже самое небольшое продвижение по этому пути уже освобождает человека от величайшего вида страха». А смерть — это и есть величайший вид страха.