В чём сущность азартных игр: ведический взгляд

Духовная Мудрость Вед — Василий Тушкин отвечает на ваши вопросы:

Вопрос: Как избавиться от игровой зависимости — имеется в виду, от азартных игр? И какие последствия влекут они за собой?

Ответ: Азартные игры в целом считаются негативной деятельностью. Даже светское государство, как правило, ограничивает сферу, где люди могут этим заниматься; есть особые игровые зоны: Лас-Вегас и т.д., и даже в России из больших городов это все выводят, чтобы не было соблазна для большинства людей. Хотя в России в 90-е годы рулетки, казино, игорные дома и прочее — находились прямо в городе, но потом даже светские люди поняли, что это есть порок, и поскольку полностью запретить его невозможно, то лучше хотя бы локализовать.

Если мы подключим духовную составляющую к пониманию этого вопроса, то будет очевидно, что сама психология азарта (желание получить нечто особенное быстро и без усилий), с одной стороны, достаточно примитивная, с другой стороны – довольно тонкая, потому что в «Бхагавад-Гите» (10.36) Кришна говорит, что «среди мошенничеств — Я есть азартная игра». Получается, что сам дух азарта, который побуждает человека играть, участвовать во всем этом, и невозможность остановиться – это и есть Сам Кришна. Поэтому если человек уже увлёкся этими вещами, так трудно бывает с них соскочить. Такова глубинная природа азартных игр и причина их затягивающего влияния.

С другой стороны всё достаточно примитивно: человек просто хочет получить деньги (артху), не исполняя своего долга (дхармы). По своей поверхностной психологии азартная игра – это желание получить артху без дхармы.

Но игра сама по себе (любая, не только азартная) – это вполне естественное занятие для живого существа, потому что игра даёт вкус жизни, что приходит нам сверху. Одно из имён Верховной Личности Бога, Кришны, Лила-Дхара, обозначает «Игрок», «Тот, кто постоянно погружён в игры», игривый по Своей природе. Раз Бог играет, значит, и все живые существа тоже играют.

Игры бывают разными: есть детские игры, есть взрослые игры, есть настольные игры, есть игры на открытом воздухе, есть командные игры и прочие. Шахматы, футбол (одни играют в футбол, другие смотрят, как играют, кто-то играет на тотализаторе, делает ставки не победу и т.д. Есть брачные игры, есть политические игры, есть экономические игры (на бирже и т.д.). Компьютерные игры – самые тупые, потому что они побуждают человека взаимодействовать не с каким-то другим живым существом, а с машиной, которая работает по определённому алгоритму. Поэтому, играя в компьютерные игры, человек развивает не столько искусство отношений, сколько искусство манипуляций, потому что машина не является живой.

Итак, с одной стороны мы видим, что психология игры, само желание игры очень глубоко заложено в природе человека, поскольку имеет божественный источник. Но, с другой стороны, есть игры, которые действительно развивают стратегическое мышление, разум (как шахматы). А есть игры, которые вроде бы как в чём-то тоже полезны, но они разрушают человека изнутри, потому что они прививают ему лживое мышление — в частности, азартные игры на деньги. Это обозначает, что человек хочет получить что-то, не сделав ничего полезного, не создав никакого продукта, не совершая никаких услуг для других людей. Здесь, в принципе, всё понятно.

С практической точки зрения азартные игры – это путь к долгам, потому что сама игровая индустрия построена на том, что все участники в долгосрочной перспективе проигрывают. Они могут в какой-то краткосрочной перспективе что-то выиграть, в долгосрочной – все проигрывают. Поэтому, все игроки, как правило, очень плохо заканчивают, если они не сумели вовремя остановиться.

И в Махабхарате есть известная история про Пандавов, в частности про старшего брата Пандавов, Махараджа Юдхиштхиру, которого вызвали на игру в кости, азартную игру, и делали определённые ставки, и в конце концов он проиграл всё: всё своё богатство, всё царство, потом проиграл своих братьев, проиграл свою жену, проиграл себя, они попали в полное рабство. И, в общем, всё было очень плохо.

Поэтому, изучая историю, можно делать выводы, что, хотя игра обещает нам какие-то шансы в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе это всегда очень плохо заканчивается. Если мы достаточно дальновидные люди, то должны понимать последствия, к которым могут привести азартные игры.

Один комментарий на “В чём сущность азартных игр: ведический взгляд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите задачку *