Кто может вспомнить свою прошлую жизнь

В каких случаях люди сохраняют память о прошлых жизнях (из лекции Бхакти Вигьяны Госвами):

 

Сильные и не исполненные в прошлом желания, ради осуществления которых мы рождаемся (то, что астрологи любят называть «кармической задачей»), в нашем гороскопе символизирует Раху — теневая планета, показывающая зашифрованные, порой непонятные нам самим сильные желания из прошлого.

Доктор Рао проводил исследования и задокументировал несколько случаев, когда были точно известны гороскопы людей не только на нынешнюю, но и на прошлую жизнь; таких случаев было немного — всего 4 или 5, однако все они были подтвержденными. Поскольку желания с прошлой жизни символизируются Раху, а благочестивая (пунья) карма или неблагочестивая (папа) карма, принесенная в эту жизнь, читается по 9-му дому, доктор Рао обнаружил интересную закономерность, которая является неким «окошком» в нашу предыдущую жизнь: та планета, которая связана с Раху в гороскопе нынешней жизни, была хозяином 9-го дома в прошлой жизни. Это связь с Раху ярко иллюстрирует, что карма — суть желания, и что именно желания переносят нас из одной жизни в другую, из одного тела в другое.

В Писаниях говорится про две категории людей, которые помнят предыдущую жизнь.

Почему в нашей памяти не сохраняется прошлая жизнь? Все очень просто. Помните ли вы — и насколько долго помните — свои сны? Чаще мы помним кошмарные сны. Первая категория людей, помнящие свою предыдущую жизнь, — это люди, которые пережили противоестественную, либо очень трагическую, либо внезапную яркую смерть, и эта смерть оставила такую глубокую психологическую травму в их сознании, что еще в течение какого-то времени такие люди помнят о ней. В интернете существуют сайты, где люди рассказывают о своих прошлых жизнях, и они, в основном, относятся к этой категории: человек помнит именно это трагическое событие (смерть, убийство).

В «Махабхарате» Господь Шива говорит Парвати, что помнящие о своих прошлых жизнях — это люди, которые «неожиданно умерли и неожиданно родились». То есть, у человека остается след глубоких переживаний, который, подобно воспоминаниям о кошмарном сне, постепенно куда-то уходит, перекрываясь новыми впечатлениями и событиями нашей нынешней жизни.

окно в прошлую жизнь

«Шримад-Бхагаватам» раскрывает причину, по которой люди не помнят свою предыдущую жизнь: наша текущая жизнь слишком нас вовлекает. Когда ребенок рождается, поток новых ярких чувств и впечатлений заслоняет его память о прошлой жизни — подобно тому, как поток впечатлений вытесняет память о прошлых снах. Или, к примеру, помним ли мы о своей жизни, когда смотрим хороший фильм? Мы забываем даже свою нынешнюю, реальную жизнь, когда на нас обрушивается поток новых впечатлений. Именно по этой причине мы забываем нашу прошлую жизнь, хотя в некоторых случаях человек может вспомнить о ней.

Доктор Рао изучал гороскопы тех, кто вспоминает свою прошлую жизнь: хозяин 5-го дома у таких людей обычно ретроградный, что указывает на травмы интеллекта (5-й дом), и он связан с 12-м домом (дом предыдущей жизни): либо хозяин 5-го дома сам находится в 12-м, либо есть какая-то связь с 12-м домом или его хозяином.

Вторая категория людей, которые помнят свою предыдущую жизнь, на санскрите называется джати-смара. Это чистые, святые люди. Увидеть свои предыдущие жизни можно, если достигнута определенная степень отрешенности. Способность помнить свои прошлые жизни (причем не одну, а несколько) традиционно ценилась в ведическом обществе и считалась показателем чистоты человека. О женщине, которую хотели характеризовать как целомудренную, говорили: «Она помнит свои семь предыдущих жизней»; иначе говоря, это был показатель высокого уровня развития человека.

Реинкарнация - связь нынешнего тела с прошлыми желаниями

Есть три ведических источника, которые описывают природу феномена джати-смара или памяти о своих прошлых жизнях:

1) «Ману-смрити» (или «Ману-самхита» — свод законов человечества) указывает четыре условия: джати-смара обретается через чистоту внешнюю и внутреннюю, тапасью (аскезу) и отсутствие врагов.

2) «Ягьявалки-смрити»: человек, который в момент смерти сумел сосредоточиться на Боге, способен помнить множество своих прошлых жизней. Шарира санкшайе йасйа манаха саттва-стхам-ишварам. Саттва-стхам — когда наш ум полностью чистый, т.е. утвердился в саттве, и если в последний момент оставления тела человек сумел оторвать свой ум от повседневности, сосредоточив его на Боге — он обретает джати-смару или способность видеть перспективу, череду рождений, которые привели его к нынешнему состоянию.

3) «Йога-сутры» (2.39) дают, пожалуй, самое ясное объяснение того, откуда возникает джати-смара: человек утвердился в элементе духовной практики, которая называется апариграха (арапиграха-стхарийе). Апари — значит «другое, чужое», граха — «хватать»; буквально это означает, что мы «не хапаем ничего чужого», то есть, отсутствие жадности или отсутствие ложного чувства собственности.

Все вышеупомянутые ведические источники разными словами описывают один и тот же мотив — это способность отрешиться. Человек не помнит или забывает свою прошлые жизни, потому что он слишком вовлечен в свою нынешнюю жизнь. Апариграха значит, что я не отождествляю себя с собственностью. Собственность сама по себе не является проблемой, однако, проблема возникает, если я вкладываю в нее свое эго, она становится частью меня, и я начинаю путать себя с ней. Апариграха означает, что я не отождествляю себя с чем-то внешним, не распространяю свое эго на какие-то внешние вещи, и тогда я способен увидеть, кто я такой. Это дает другую точку отсчета. До тех пор, пока я отождествляю себя с телом, я не увижу своих предыдущих тел и воплощений.

круги на воде

Комментаторы этой йога-сутры приводят известную метафору, где ум или сознание человека сравнивается с прудом, и получение опыта каждой жизни сравнивается с тем, что мы бросаем очередной камень в пруд нашего ума, и по нему разбегаются волны. Мы постоянно волнуемся, и пока идут эти волны, мы не способны увидеть того, что находится в этом пруду. Но если ум стал абсолютно спокоен, мы можем увидеть все камни, которые лежат на дне; иначе говоря, такой человек начинает видеть все свои предыдущие жизни: картины предыдущих воплощений предстают перед ним с большой ясностью…

из семинара Бхакти Вигьяны Госвами по основам Джойтиш — лекция 14.04.2010 «Нейтрализация кармы»

память прошлых жизней

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите задачку *