Махабхарата, Вана-парва, глава 75: Мудрец Маркандея повествует о пути Дхармы в мире людей
Махабхарата, Книга Третья — Вана-парва — «Скитания в лесах»
Пока великий отшельник собирался с мыслями, Юдхиштхира, царь рода Куру, почтительно обратился к нему, предложив тему для разговора: «Ты с самых древних времен был свидетелем деяний полубогов, демонов, святых мудрецов и всех царственных венценосцев. Мы почитаем тебя достойным поклонения и давно ждем встречи с тобой. Здесь, к великой удаче, сын Деваки, который пришел повидать нас. Я смотрю на себя и вижу, лишился я счастья, а злодеи, сыновья Дхритараштры, процветают, и вот какой вопрос приходит мне на ум: человек творит добро и злые дела, и каждому воздается по его заслугам, но какова в этом роль Всевышнего? И еще, о лучший из познавших божественное, как в этом мире или в мире ином приходит к человеку счастье или беда из-за его прошлых поступков? О лучший из дваждырожденных! Каким образом настигает человека возмездие за его злые и воздание за добрые дела, которые следуют за ним? Происходит ли это после смерти или еще при жизни? О потомок Бхригу, какие плоды своих деяний пожинает душа в этой жизни и следующей? А также, куда попадает умерший за свои деяния?»
Маркандея отвечал: «Такие вопросы достойны тебя, о лучший из тех, кто знают толк в подобных беседах! Ты знаешь все, что следует знать, и все же спрашиваешь лишь для утверждения истины. Я отвечу тебе. Слушай внимательно, как в этом и ином мире человек переживает счастье и горе.
Повелитель всех рожденных существ, первым явившись на свет, создал людей чистыми, безупречными и склонными к добродетели, о мудрейший из Куру. Древние люди, воплощая в себе божественные качества, были всегда самоудовлетворены, верны своим обетам, правдивы, религиозны и непорочны. Все были равны небожителям и могли по собственной воле восходить на небеса и возвращаться обратно. Жизнь и смерть были подвластны людской воле. Они редко страдали, страх и тревоги были неведомы им, и все их желания исполнялись. Видели они воочию полубогов и святых мудрецов, придерживались всех законов дхармы, всегда владели собой и были свободны от вражды и зависти. Они жили на свете множество тысяч лет, и были у них тысячи сыновей.
Время шло, и постепенно люди утратили способность путешествовать за пределы Земли. Злоба и вожделение овладели ими, поддались они ослеплению алчности, погрязли во лжи и коварстве. Из-за своих нечестивых деяний грешники падали в ад или рождались животными, претерпевая все новые и новые муки в различных формах жизни.
Желания людей стали неисполнимыми, цели неосуществимыми, знания бесплодными, а чувства ограниченными. Всяческие тревоги снедали и тяготы одолевали их, злые деяния стали для них привычными, и все это породило страдания. Семейные традиции вырождались, и потому рожденные в низких семьях, низкие духом люди стали хилыми и болезненными, страх овладел ими, век их из-за грехов сократился — так они пожинали плоды своих неправедных деяний.
Жадность одолела их, а также безбожие, безразличие и неверие воцарились в их умах. О Каунтея, дела человека в этой жизни определяют его судьбу после смерти. Ты спросил меня о последствиях дел мудреца и невежды и как человек пожинает плоды своих добрых и злых деяний. Слушай, я расскажу тебе об этом, как излагают мудрые.
В тонком теле человека, созданном Богом, накапливаются, точно в сокровищнице, содеянные добродетели и пороки. На исходе своих дней душа расстается с бренным телом, а затем рождается на свет из нового чрева. Даже на мгновение она не прекращает своего существования. Словно тень деяния человека следуют за ним и предопределяют ему счастливую или горькую судьбу. Мудрецы, одаренные духовной проницательностью, видят, как каждое существо связано неизбежностью судьбы, которой оно не в силах противостоять, пожиная последствия своих дурных или благих поступков. Из-за невежества живые существа погружены в неизбежность судьбы, о Юдхиштхира!
А теперь послушай о судьбе тех, кто достиг высокого духовного сознания. Такие люди обладают богатством подвижничества, трансцендентным знанием, прилежно исполняют свои религиозные обязанности и преданы Истине. Они почитают своих учителей и наставников, практикуют йогу и всепрощение, усмиряют чувства, творят благо и наделены лучшими добродетелями. Укрощая ум, они побеждают страсти, практикуя йогу — сохраняют здоровье и избавляются от страха и скорби, достигая внутреннего умиротворения.
Едва появившись на свет, или находясь еще в утробе, либо достигнув зрелости, в любом состоянии они осознают свою связь с Верховной Душой. Эти великие риши, вооруженные знанием, действуют в этом мире, а потом достигают высшего бытия.
Разные люди получают разные результаты и последствия: одни по воле судьбы, другие по милости полубогов, а третьи — как итог своих собственных поступков. О Юдхиштхира, одни обретают счастье в этой жизни, но лишены его в следующей; к другим приходит счастье в следующей жизни, но не в этой. Третьи находят счастье, как в этой жизни, так и в следующей, а четвертые не видят счастья ни в этой жизни, ни в последующей.
Те, кто владеют несметными богатствами, о укротитель врагов, любят украшать себя нарядами. Будучи склонными к плотским утехам, они наслаждаются в этом мире, но не в следующем. Но те, кто заняты духовной медитацией, изучением Вед, усердны в аскетизме и покаянии, кто использует силу своего тела в исполнении своих обязанностей, обуздывает страсти и не причиняет насилие живых существам, о сын Панду, оставив тело, обретут блаженство в ином мире.
Кто превыше всего ставит дхарму и в должное время обретает богатство в соответствии с законами добродетели, кто вступает в праведный брак и совершает достойные жертвоприношения, тот обретает счастье, как в этом, так и в ином мире. А те невежды, которые не стремятся к знанию, избегают аскез для духовного возвышения, не заботятся о потомстве, скупы и немилосердны, всегда несчастны, что в этой, что в следующей жизни.
Но все вы наделены знанием, мужеством, аскетизмом, силой и лучшими достоинствами. Вы явились на Землю из мира иного, приняв человеческое рождение с целью уничтожить злодеев и исполнить волю Всевышнего. Все вы, отважные герои, привыкшие к подвижничеству и самообузданию, благородные, сильные волей, свершив великие подвиги и деяния и тем самым удовлетворив Верховного Господа, полубогов, мудрецов и предков, в конце вознесетесь в высшую обитель, пристанище праведников. Не сомневайся в этом, о лучший из Куру, все несчастья и страдания, выпавшие на твою долю, — лишь благо для тебя».