Брихад-Бхагаватамрита, Часть 1, Глава 1 (Бхаума: на Земле), Текст 11
бхагавад-бхакти-шастранам
айам сарасйа санграхах
анубхутасйа чаитанйа-
деве тат-прийа-рупатах
бхагават-бхакти-шастранам — писаний, которые учат преданному служению Верховному Господу; айам — это; сарасйа — сути; санграхах — собрание; анубхутасйа — которая (суть) была осмыслена; чаитанйа-деве — под покровительством Господа Чайтаньи Махапрабху; тат — Его; прийа — от дорогого преданного; рупатах — Шри Рупы.
В этой книге собрана суть священных писаний, которые учат преданному служению Верховному Господу. Сам я осмыслил суть этих наставлений под покровительством Господа Чайтаньи Махапрабху. Я получил их от Его дорогого преданного — Шри Рупы.
КОММЕНТАРИЙ: Прославив Господа Шри Кришну, Его лучших преданных, Его личную обитель и преданное служение Ему, теперь Шрила Санатана Госвами переходит к предмету своей книги. «Шри Брихад-Бхагаватамрита» — не вымысел и не фантазия. Она авторитетна, поскольку в ней сконцентрированы самые важные наставления из ведических писаний, описывающие чистую науку любовного служения Верховной Личности. Иногда в «Шри Брихад-Бхагаватамрите» прямо цитируются отрывки из священных писаний, иногда в текст вплетаются отдельные фразы и слова из них, а иногда пересказываются содержащиеся в них идеи.
Автор «Шри Брихад-Бхагаватамриты», Шрила Санатана Госвами — чистый преданный, свободный от мирской корысти — полностью осознал науку према-бхакти. Он искусно изложил ее в изящных стихах, ясно и без излишней навязчивости со своей стороны. В своих попытках перевести этот великий труд на английский язык, объяснить его и правильно понять, мы можем только молиться Шриле Санатане Госвами, чтобы он даровал нам духовную силу, которая поможет нам добросовестно выполнить свои обязанности переводчика и читателей.
Как же сумел Шрила Санатана собрать под одним заголовком суть многих священных писаний? Многие годы умом своим он старательно постигал многие священные писания, а в глубине сердца медитировал на преданное служение Господу. Эти внешние и внутренние исследования он проводил под сочувствующим руководством и защитой Господа сознания (чайтанйа-дева), т.е. Шри Васудевы, Сверхдуши. Медитируя на Него, активно служа Ему в Его трансцендентных играх, Шрила Санатана Госвами снискал всю милость Господа Васудевы. Он медитировал на деяния Верховной Личности, Шри Кришны, Нанда-нанданы, который с наслаждением играет на флейте и чье прекрасное тело изогнуто в трех местах. Благодаря беспричинной милости Шри Кришны человек может успешно сосредоточиться на Нем и при помощи высшего восприятия убедиться, каковы цели всего богооткровенного знания.
Иной, более сокровенный смысл выражений чаитанйа-деве и тат-прийа-рупатах, состоит в следующем. Господь Кришна выполняет сейчас Свою миссию санкиртаны, явившись как сын Шачидеви. Обрести Его совершенную милость можно, если интенсивно медитировать на Его всепривлекающий облик золотого цвета (прийа-рупа), в котором Он одет в шафрановые одежды санньяси. Тат-прийа-рупатах также может относиться к Шри Рупе Госвами, дорогому слуге Господа Чайтаньи и преданному товарищу Шри Санатаны по работе. Хотя Шри Рупа считал Санатану (который приходился ему старшим братом) своим духовным учителем, здесь Шрила Санатана говорит о том, что Рупа помог ему обрести свой путь на стезе према-бхакти. Установить суть духовной истины можно только по милости Верховного Господа и Его чистых преданных.