Брихад-Бхагаватамрита, Часть 1, Глава 1 (Бхаума: на Земле), Текст 12
шринванту ваишнавах шастрам
идам бхагаватамритам
су-гопйам праха йат премна
джаиминир джанамеджайам
шринванту — пусть они услышат; ваишнавах — вайшнавы; шастрам — писание; идам — это; бхагавата-амритам — «Шри Бхагаватамриту»; су-гопйам — самое сокровенное; праха — поведал; йат — которое; премна — с любовью; джаиминих — Джаймини Риши; джанамеджайам — царю Джанамеджае.
Пусть вайшнавы милостиво выслушают это сокровенное писание, «Шри Бхагаватамриту», которое в воодушевлении чистой любви поведал царю Джанамеджае Джаймини Риши.
КОММЕНТАРИЙ: В отличие от книг, в основе которых лежит вымысел, эта книга обладает авторитетом священного писания. Цель ее состоит не в том, чтобы развлечь читателя или наставить его в морали и благочестии, а в том, чтобы обучить его высочайшим принципам духовной жизни и помочь тем, кто с верой ее читает, встать на путь, ведущий к абсолютному совершенству. Название «Бхагаватамрита» очень подходит ей, поскольку эта книга содержит самую сладостную суть (амриту) богооткровенных писаний, посвященных преданности Верховному Господу (Бхагавану). Со временем мы еще яснее увидим, насколько подходит книге это название.
Шри Санатана Госвами говорит, что читать эту книгу должны только вайшнавы, преданные Бога, поскольку остальные поймут ее неправильно. Он говорит это из сострадания к непреданным. Поскольку сердца людей, не имеющих вкуса к личному служению Господу Вишну, нечисты, скорее всего, они не поверят тому, что говорится здесь, и реакция их на эту книгу будет оскорбительной. Более того, хотя слово вайшнава технически относится к тем, кто посвящен в поклонение Верховному Господу, в данном контексте оно указывает на более конкретную группу людей — на преданных, которым знаком вкус взаимоотношений с Кришной и которые жаждут наслаждаться нектаром с лотосных стоп любимого сына Нанды Махараджа.
Стандартное определение вайшнава дается в «Падма Пуране» (Сварга-кханда, 31.112 — 113):
сангам са-мудрам са нйасам
са-риши-ччханда-даиватам
са-дикша-видхи са-дхйанам
са-йантрам двадашакшарам
аштакшарам атханйам ва
йе мантрам самупасате
джнейас те ваишнава лока
вишнв-арчана-ратах сада
«Вайшнавами следует считать тех, кто регулярно поклоняется Господу Вишну и повторяет либо двенадцатисложную Вишну-мантру, либо восьмисложную, либо другие мантры, посвященные Ему. Мантру надлежит должным образом получить в процессе посвящения, одновременно с этим услышав наставления о второстепенных ритуалах, жестах рук и нанесении на тело отметок относительно мантры. Такие вайшнавы должны знать размер, на который читается мантра, мудреца, который поведал ее, Божество, которому поклоняются с ее помощью, способ предварительной медитации на мантру и символ, при помощи которого она изображается визуально». В общем смысле, вайшнавом можно считать любого, кто поклоняется Вишну и получил посвящение, и даже более того — любого монотеиста. Но только чистые преданные Шри Нанда-кишоры смогут в полной мере насладиться чтением «Брихад-Бхагаватамриты».
«Пусть вайшнавы милостиво выслушают». Хотя Шрила Санатана близок к вайшнавам, всегда погруженным в сокровенное служение Господу, он обращается к ним в формальной, отстраненной манере, поскольку питает огромное уважение к слугам Господа и считает себя недостойным обращаться к ним.
Сокровенное послание, заключенное в Первой части книги, будет передано в беседе, состоявшейся в древние времена между двумя возвышенными вайшнавами — Джаймини Риши и царем Джанамеджаей. В «Бхагавад-гите» (10.22) Господь Кришна подтверждает, что мудрец Джаймини — великий преданный. Веданам сама-ведо ‘сми: «Из Вед Я — Сама Веда». Джаймини стал первым учителем, которому Шрила Веда-вьяса доверил эту лучшую из четырех Вед. Это означает, что Вьясадева признавал его осведомленность в том, что касается смысла Сама Веды, сосредоточенного на преданном служении Верховному Господу. В своих наставлениях Джаймини делает сильный упор на совершение жертвоприношений, но его цель в этом случае — помочь брахманам-материалистам постепенно подготовиться к более возвышенному восприятию Вед — с точки зрения преданности Господу. Такое понимание представлено в Упанишадах и Веданта-сутре. Кроме того, Джаймини прославился тем, что воспел славу Господа Джаганнатхи, прославленного Божества Кришны, которому поклоняются в Ориссе, в городе Пури. Шри Джанамеджая, достойный сын Махараджи Парикшита, также был чистым преданным Кришны. Его страстно влекло к слушанию рассказов о Господе Вишну и вайшнавах. Испытывая сильную любовь к Личности Бога и Его преданным, Джаймини поведал Джанамеджае сокровенные истины «Бхагаватамриты». Никакими мирскими мотивами невозможно оправдать публичное обсуждение столь сокровенных вопросов.