Брихад-Бхагаватамрита, Часть 1, Глава 1 (Бхаума: на Земле), Текст 1
джайати ниджа-падабджа-према-данаватирно
вивидха-мадхуримабдхих ко ‘пи каишора-гандхих
гата-парама-дашантам йасйа чаитанйа-рупад
анубхава-падам аптам према гопишу нитйам
джайати — слава; ниджа — Его; пада-абджа — лотосным стопам; према — любовь; дана — чтобы дать; аватирнах — Ему, кто нисходит; вивидха — различных; мадхурима — видов сладости; абдхих — океан; ках апи — определенный; каишора — юности; гандхих — кто источает аромат; гата — кто достиг; парама — высшего; даша — уровня; антам — предел; йасйа — чей; чаитанйа — Шри Чайтаньи; рупат — обликом; анубхава — трансцендентного опыта; падам — положение; аптам — кто обрел; према — любовь; гопишу — пребывающую в гопи; нитйам — вечно.
Слава непостижимому Господу, который нисходит в этот мир, чтобы одарить его обитателей совершенной любовью к Своим лотосным стопам. Он — океан, наполненный многообразной сладостью. От Него всегда исходит аромат цветущей юности. В Своем облике Шри Чайтаньи Он познал крайние пределы трансцендентного опыта — любовь, вечно живущую в сердцах гопи.
КОММЕНТАРИЙ: Цель данной книги — дать объяснение бхакти, чистому преданному служению Верховной Личности Бога — тому, кто дарует бхакти. Он дарует и материальные наслаждения и освобождение (слиянием со Всевышним), однако тот, у кого есть бхакти, испытывает огромное счастье, которое намного превосходит даже экстаз освобождения, не говоря уж о том ничтожном счастье, что приходит от материальных наслаждений.
Более того, преданность, о которой рассказывается в этой книге, сосредоточена исключительно на лотосных стопах Шри Кришны, повелителя гопи из Шри Нанда-враджи, или Вриндавана. Такая бхакти состоит из премы, чистой любви к Богу, и не просто из премы, но из премы особого рода, которая соответствует настроению жителей Вриндавана. Эта према — высшее совершенство любви, достигнув которого преданный не испытывает никакого интереса ни к чему, что не связано с Кришной. Как будет показано в последних главах этой книги, те, кто поклоняется Господу с такой чистой преданностью, достигают наивысшего возможного успеха: они вечно живут в мире, называемом Голокой, который находится намного выше Вайкунтхи, «официального» царства Бога. Там, на Голоке, согласно своей расе, они беспрепятственно наслаждаются обществом Господа Кришны, Шри Нанда-кишоры.
Шрила Санатана Госвами полностью представит все эти идеи в своем повествовании, но сначала в этом и девяти последующих стихах он призывает удачу. Он восхваляет несравненное величие Господа, словно умоляя Его о милости, которую так трудно обрести. Первое слово, джайати («слава») указывает на то, что нет никого превыше Господа, которому поклоняется автор. Хотя обычно слова джая и джаяти используются для прославления кого и чего угодно, в данном случае это слово выражает максимально неограниченное превосходство, предел совершенства, в котором Верховный Господь беспрепятственно раздает преданность, направленную на Его собственные всепривлекающие лотосные стопы. Он делает это, раскрывая очарование Своей красоты, Своих личных качеств и исполненных наслаждения игр. Хотя преданность, которую Он раздает, пропитана чистой премой — редчайшим сокровищем, предназначенным для самых возвышенных душ, — Он дарит ее даже падшим и самым презренным.
Кто же этот самый великодушный Господь? Его невозможно адекватно описать, ибо Он — безграничный океан всевозможных достоинств: красоты, доброго нрава и так далее. Поэтому Его привлекательные качества неизмеримы, всепроникающи и вечны. Описывая очарование Его красоты, Шри Санатана Госвами говорит, что Шри Кришна источает аромат юности. Это особое качество постоянно сопутствует Ему, подобно запаху, который исходит от цветка. Иными словами, даже в образе младенца и ребенка Он являет совершенную красоту цветущей юности. Поэтому в Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (3.28.17) Господь Капиладева говорит Своей матери:
апичйа-даршанам шашват
сарва-лока-намаскритам
сантам вайаси каишоре
бхритйануграха-катарам
«Господь неизменно прекрасен, и Ему поклоняются все обитатели бесчисленных планет вселенной. Он вечно юн и всегда готов даровать преданным Свои благословения».
Поскольку Шри Кришна, обладающий этой вечной юностью, наслаждается Своими сокровенными играми в отдаленном царстве Голоки, у кого-то могут возникнуть сомнения: а могут ли души, обусловленные материальной природой, соприкоснуться с Ним? Доступна ли обычным людям такая удача — услышать и понять, насколько это особенное явление — преданность Кришне? Поскольку в этой книге была сделана попытка раскрыть людям сокровенную славу Кришны, кто-то может спросить, не было ли ее написание напрасным трудом. В этом стихе автор убедительно отвечает на это сомнение.
Прежде остальных уникальных качеств Шри Кришны автор упоминает Его исключительное великодушие. Пять тысяч лет назад Господь Кришна низошел с Голоки на землю, явившись в окрестностях Матхуры, чтобы милостиво дать людям чистую любовь к Своим лотосным стопам. Лично явившись на земле, Господь сделал Свою особую милость легко доступной. Кто-то может резонно возразить, что целью Его прихода было убить Камсу и других демоничных царей. Но для этого у Господа есть безграничное число энергий, которым было бы под силу исполнить эту незначительную задачу. Поэтому главной целью Его явления было сделать чистую любовь к Богу доступной, ибо ни одно уполномоченное живое существо не может сделать это от Его имени. Царица Кунти в «Шримад-Бхагаватам» (1.8.20) говорит:
татха парама-хамсанам
мунинам амалатманам
бхакти-йога-видханартхам
катхам пашйема хи стрийах
«Ты нисходишь Сам, чтобы донести возвышенную науку преданного служения до сердец возвышенных йогов и мыслителей, которые очистились, научившись отличать материю от духа. Как же тогда нам, женщинам, в совершенстве познать Тебя?» В своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам» Шрила Шридхара Свами перефразирует эту молитву: «Ты явился как аватара, чтобы даже святые, которые черпают удовлетворение в своей духовной сущности, пленились Твоими личными качествами и обратились к преданному служению Тебе. Как же нам, женщинам, увидеть Тебя?»
Сначала в этом стихе-обращении Шрила Санатана Госвами упоминает великодушие Шри Кришны. Теперь он продолжает описывать Его качества и то, каким образом они содействуют достижению Его цели: распространить чистую любовь к Богу. Вторая половина данного стиха указывает на сладостное очарование исполненных наслаждения игр Кришны. Кришна — возлюбленный юных девушек-пастушек Враджи. Их любовь к Нему никогда не ослабевает. Упоминая в своем стихе эту любовь, автор намекает в нем на смысл возвышенной десятисложной Гопала-мантры, которая будет играть важную роль во Второй части «Шри Брихад-Бхагаватамриты».
Господь не только без ограничений раздает многим удачливым душам прему, но и всегда испытывает огромную любовь к Своим преданным, начиная с гопи Вриндавана (према гопишу нитйам). В общем, Господь Кришна чувствует симпатию к Своим преданным в ответ на индивидуальные проявления их любви. Но поскольку любовь, которую испытывают к Нему гопи, абсолютно ничем не обусловлена, естественна, бескорыстна и беспричинна, они всегда были и будут Ему дороже, чем кто бы то ни было еще. Поэтому никто не может превзойти гопи и занять более высокое духовное положение, и это не подлежит сомнению. Как показывает слово нитйам, Господь никогда не бывает равнодушен к гопи или недоволен ими. Шри Нарада и другие признанные авторитеты в науке преданного служения сами подтвердят это в последующих главах «Шри Брихад-Бхагаватамриты», в описании «Славы Голоки».
У кого-то снова может возникнуть сомнение: а возможно ли вообще понять любовь гопи Вриндавана к Кришне? В действительности, пока на наш ум хоть немного влияют вожделение, гнев и жадность, мы не сможем оценить по достоинству возвышенную чистоту их любви. Но благодаря могуществу милости Кришны в Его последнем по времени воплощении на Земле, мы сможем с удивительной легкостью преодолеть эти препятствия.
Хотя Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Господь Кришна, Он низошел в этот мир, чтобы явить нам истинную природу према-бхакти. Поэтому Он проявил в Себе экстатическое настроение гопи, их всевозрастающую любовь к Шри Кришне, которая пропорционально отражается в постоянно увеличивающейся любви Кришны к ним. Данное откровение — бесценный вклад Шри Чайтаньи Махапрабху в благополучие мира, благодаря которому Он становится единственным истинным другом всех несчастных и падших. Таким образом Он позволил людям нашего времени непосредственно ощутить взаимную любовь Кришны и гопи. А те, кто может понять совершенную любовь гопи, правильно поймет и абсолютное превосходство Господа Кришны. Затронув эти вопросы, Шрила Санатана обозначил таким образом основную тему своей книги. Первая часть «Шри Брихад-Бхагаватамриты» будет посвящена исследованию вопроса о том, где, в конечном итоге, пребывает милость Господа. Ответ на этот вопрос заключается в том, что Его самые любимые преданные — гопи, и та любовь, которую они испытывают к Нему, — это высшее, чего можно достичь в жизни. Поскольку автор испытал эту истину на себе, ему не трудно будет описать ее ради нашего блага. Нет никаких причин сомневаться в этом. Поэтому все, о чем говорится в этой книге, вайшнавам следует выслушивать с полным доверием.