Брихад-Бхагаватамрита, Часть 1, Глава 1 (Бхаума: на Земле), Текст 8

Brihad-Bhagavatamrita 1.1.8 Sanskrit - Devanagari - Брихад-Бхагаватамрита Часть 1, Глава 1, Текст 8 - Санскрит (Деванагари)
Brihad-Bhagavatamrita 1.1.8 ENGLISH

джайати джайати кришна-према-бхактир йад-ангхрим
никхила-нигама-таттвам гудхам аджнайа муктих
бхаджати шарана-кама ваишнаваис тйаджйамана
джапа-йаджана-тапасйа-нйаса-ништхам вихайа

джайати джайати — слава, слава; кришна — Кришне; према-бхактих — чистому преданному служению в зрелой любви; йат — чьи; ангхрим — стопы; никхила — вся; нигама — Вед; таттвам — истина; гудхам — сокровенная; аджнайа — зная которую; муктих — олицетворенное освобождение; бхаджати — поклоняется ей; шарана — прибежище; кама — будучи легче достижимо; ваишнаваих — преданными Верховного Господа; тйаджйамана — будучи отвергнуто; джапа — от повторения мантры; йаджана — от ведических жертвоприношений; тапасйа — от аскезы; нйаса — и отречения; ништхам — свою зависимость; вихайа — оставляет.

Слава, слава Шри-Кришна-према-бхакти! Зная о том, что в стопах Према-бхакти скрыты все истины Вед, само олицетворенное Освобождение пришло, чтобы поклоняться ей. В действительности, Освобождение, отвергнутое вайшнавами, теперь не зависит от повторения мантр, аскезы, жертвоприношений и отрешенности и жаждет обрести прибежище Према-бхакти.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Шрила Санатана Госвами прославляет Бхактидеви, олицетворенное преданное служение Шри Кришне, и просит ее о благосклонности. Преданное служение Господу Кришне всегда сопровождается премой, чистой любовью. В действительности, в сущности своей бхакти состоит из премы. Менее значительная цель, которую ставят перед собой имперсоналисты (освобождение из круговорота рождения и смерти), сама становится служанкой Бхакти. Освобождение смиренно приближается к стопам Бхактидеви, даже не в силах взглянуть на ее лицо. Иными словами, освобождение приходит даже в результате неполного преданного служения, представленного здесь как стопы Бхактидеви. Даже если человек на короткое время обращается к одному из стандартных способов преданного служения — слушанию, повторению и т.д., — ему гарантировано очень скорое освобождение из плена материального существования, вне зависимости от того, каковы его мотивы. И никакие другие усилия не могут даровать освобождение, если они хоть как-то не сопряжены с преданным служением.

Мукти, олицетворенное освобождение, жаждет вручить себя Бхактидеви, поскольку сознает ее превосходство. Бхакти — суть учения Вед. Поэтому Освобождение отвергает те методы духовного совершенствования, при помощи которых ее пытаются достичь люди, находящиеся на четырех ступенях культурного развития в ведическом обществе. Обычно молодые неженатые ученики практикуются в джапе (повторении мантр), домохозяева проводят ритуальные жертвоприношения, отошедшие от дел лесные отшельники держат строгую аскезу, а отрекшиеся от мира дают обет никогда больше не возвращаться к семейной жизни. Но Освобождение отказывается покориться даже тем, кто правильно и совершенно искренне выполняет все это. А преданным Кришны она делается легко доступна, хотя они и считают ее чем-то незначительным и уделяют ей мало внимания. Вайшнавы — не только преданные, полностью осознавшие свою истинную природу, но и те, кто просто получил посвящение — понимают, в отличие от многих, что по сравнению с преданным служением освобождение не имеет особой ценности. Освобождение покоряется вайшнавам, становясь их смиренной служанкой, но они просто не обращают на нее внимания. Так было раньше, так происходит сейчас и так будет впредь (на что в этом стихе указывает настоящее время глагола тйаджйамана).

Но почему же Освобождение поклоняется стопам Бхактидеви? Потому что она жаждет обрести ее прибежище. Отвергнутая вайшнавами и не зная, к кому еще идти, она тревожится о пристанище, боясь умереть. Тем, кто даже случайно попытался предаться Кришне, она с готовностью отдает себя. Но глупым материалистам, которые стремятся достичь Освобождения, она не демонстрирует никакого расположения. Она даже не смотрит в их сторону. Поэтому всё их повторение мантр, все жертвоприношения, аскеза и отречение никак не помогут достичь ее. Люди, которые стремятся к освобождению лишь этими средствами и пренебрегают преданным служением, — самые неудачливые из всех, ибо им не удалось понять истинную суть ведических писаний.

Bhakti-devi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите задачку *